Мораль, термин, введенный Цицероном, — общепринятые традиции, неустойчивые правила — это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, добром и злом, а также совокупность правил поведения, вытекающих из этих представлений. (Википедия).
Согласно определению В. Даля, данному им самим в «Словаре живого великорусского языка», нравственность — это воля человека, правила сознания.
Этика чаще всего употребляется в разговорной речи и литературе как синоним этики. Но есть и другое определение — этика это не просто собственные представления людей о добре и зле, а как божественные, нравственные принципы, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни.
В книге «Азбука веры. Раздел: этика и духовность», христианство трактует значение слова этика как Набор моральных принципов. Этика — это способ поведения. Этика относится к сфере человеческой деятельности и выполняет правила поведения в обществе.
Поэтому наши законодатели и все те, кто стремится применять закон, включая суды, основываясь на знании концепции нравственного поведения, знании этики и правил этики, создают законы и применяют их. И у каждого свое представление об этике.
Заповеди и авторитеты — «не убий», «не укради», «не будь лживым», «не делай того, чего не хотел бы себе» и т. д. Многим религиям в мире уже тысячи лет, но преступлений и отказов следовать моральным правилам с каждым годом становится все больше. Все, кому не лень, кричат о том, что наше общество неэтично.
Государства вынуждены тратить огромные деньги на содержание тюрем, огромные деньги на содержание тюрем, огромные государственные и полицейские и судебные механизмы. Но все эти многочисленные ресурсы могут быть использованы для других, более продуктивных дел общества, если мы поймем высший нравственный закон (закон Божий) внутри самого человека.
Идея моральной независимости от религии уверенно завоевывает позиции в современном обществе. Но ограничивается ли этика только поведением человека? Возможно, мы должны смотреть гораздо шире.
Судьи не могут нарушать закон, даже если они знают о его ограничениях или нарушают моральные принципы, но связаны самим законом, то есть Конституцией. Чтобы оправдать себя, судьи объясняют свои решения тем, что если закон изменится, то будет вынесено новое решение.
Можно привести множество примеров. Один из самых громких примеров — отказ суда выдать свидетельство о рождении несовершеннолетнему и тот факт, что за неимением этого свидетельства его никуда не брали и в школу не водили. Ни государственные органы, ни суд не встали на сторону мальчика. Так и рос он Маугли без всяких документов.
Суды и все государственные органы ссылаются только на закон, который не предусматривает никакого механизма. И все забыли о статье 2 Конституции РФ. Там черным по белому написано, что государство защищает право этого подростка на государственную регистрацию и выдачу свидетельства о рождении. Законодатели не думали о законе, другие не хотели применять моральные нормы. Никто не захотел взять на себя ответственность за помощь мальчику и выполнение статьи 2 Конституции РФ, только развели руками!
Можно рассмотреть еще как минимум один пример, когда Конституционный суд РФ отменил меру права для конкретной ситуации как аморальную для данного случая, оставив эту меру права для всех остальных случаев.
Не всякая норма права нравственна, даже если она законна. Чтобы оспорить отсутствие морали в законе, всегда требуется Конституционный суд РФ или создание нового Высшего нравственного суда РФ.
Так давайте дадим право на это всем судьям. У них большой жизненный опыт, пусть проявят свою этику. А если судья злоупотребил своими правами в этом деле, пусть отвечает, и пусть отвечают те, кто не согласен с его решением. Он подаст апелляцию.
Тогда Высший суд решит, жив ли судья и работает ли он в соответствии с этическим кодексом. Если этические нормы не соблюдены, решение отменяется, а судья снимается с должности.
Необходимо ввести верховенство закона, чтобы судьи могли отменять свои решения не только за нарушение закона, но и за нарушение морального кодекса.
Все в нашей жизни зависит от нашей способности применять священный нравственный закон в своей жизни. Пришло время пересмотреть всю нашу систему ценностей и все отношения во всех сферах жизни. Необходимо поднять понятие «этика» на уровень закона и государственной идеологии. А вся законодательная и иная нормативная база должна быть пересмотрена, чтобы активно внедрять и принимать государственные законы, использующие концепцию этики.
А проникновение этики во все сферы нашей жизни — это позитивное развитие общества в целом.
Слова Конфуция просты и понятны. «Вы можете слышать различия, как и любой другой, но все, что вам нужно, — это отсутствие различий». [2, cc. 116].
И почему попытки государства донести значительную часть отличий судов по питанию от других форм разрешения споров, включая морально-этическую основу разрешения споров, проглотили его. Потому что сам законодатель не попытался создать для этого правовые условия и не направил свои основные усилия на воспитание нового нравственного поколения людей.
Депутаты, школы и институты считают, что родители должны это делать. Но когда они должны это делать? Когда они оценивают работу своих школ и институтов, то не видят показателей нравственного воспитания своих детей.
Еще на заре философии государственного управления, 2 500 лет назад, великий и мудрый Конфуций подчеркивал, что главная цель государства, которое поднимает «стыд», — это воспитание этики у своих граждан.
Конфуций утверждал, что «если управлять людьми, опираясь на закон и поддерживая порядок с помощью наказания, то люди будут стремиться избегать наказания и вряд ли будут испытывать стыд». (1. v. 24)
В данном случае стыд — это сожаление.
В завершение разговора об этике и нравственности я хотел бы предложить читателю два отрывка для размышления.
Первая — «Не предавайтесь иллюзии, что нравственность возможна без религии» — слова Джорджа Вашингтона.
Вторая — «И пока не произойдет фундаментальный переход в массовом сознании, когда понимание Бога больше не будет связано с религией, ересью и всем остальным, вы не сможете встать на следующую ступень эволюционного развития.» [3. Lanto].
Не ищите противоречий в этих фразах, ищите их эволюцию. Если у человека нет истинной веры в Бога, то нет надежды на истинную этику и мораль. Эти понятия неразделимы в своей реализации.
Развитие веры в Бога в истинной этике — главная обязанность государства и само государство. И неэтично возлагать эту обязанность государства только на общественную организацию — Церковь.
Это значит, что государство вообще отказывается выполнять эту главную задачу, что отбрасывает развитие общества на десятилетия. Спрашиваете, почему? Тогда посетите церковь, но не только в праздник Пасхи, а в обычный день, не в день присутствия президента государства, и вы все поймете.
1. коммоукиос./составитель В. В. Юрчук: 5 изд.-МН.: Современное слово, 2006. с. 24. 36.
2. конфуций софос. // Составитель Владимир Бутромеев. — М., Орма Медиа Групп, 2011. с. 116.
3. т. Микушина. мудрость мудрости — 8. рад. -Москва, 2008.
Правила этики и их значение.
В понятие этики люди вкладывают уже ставшее привычным представление о добре и зле. На самом деле все упирается в две вышеупомянутые категории и умение различать себя в отдельных ситуациях. Спектр моральных правил гораздо шире, чем может показаться.
Определения и характеристики
Этика — это представление о добре и зле в обществе, о том, что правильно, а что нет. Способность различать добро и зло проявляется в поведении и мышлении как отдельных людей, так и человеческих соединений в целом. Этика служит способом самоорганизации общества с присущим ему аспектом контроля.
Правила этики имеют свои особенности.
Формирующаяся концепция этики
Изучение природы этики и ее влияния на сознание и поведение людей относится к морали — еще одной отрасли философии. Отвечая на вопросы о происхождении и развитии человеческой этики, ученые делятся на три основные группы. Каждая из них придерживается определенной точки зрения.
Этика дана людям Богом
Закон Божий (имеющий высшее, первостепенное значение для основ этики) состоит из трех этапов
Религиозные представления авторитарны и неизменны и требуют четких границ для исследования добра и зла. Требования божественного закона выражаются в повелениях.
Моральные нормы присущи человеку изначально.
Сторонники этого натуралистического взгляда, опираясь на научные исследования Ч. Дарвина и П. Кропоткина, высказывали идею о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. Сторонники этого натуралистического взгляда, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, высказывали идею о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности на первом месте стояло человечество со всеми его устоявшимися привычками и правилами, табу и предрассудками, обычаями и интересами, которые были обязательны для большинства, а значит, отдельные представители были интегрированы в единое целое. Так, по мнению приверженцев этой идеи, возникла и начала развиваться этика. Из этого отождествления себя с другим возникло понятие справедливости, а затем и этики.
Возникновение и совершенствование морали произошло только в процессе общественного развития.
Представители социологической точки зрения считают, что ответ на вопрос о возникновении морали следует искать не в природе человека. Главным источником информации здесь являются исторические и социальные условия развития общества и его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении организовать людей так, чтобы они могли оптимально сосуществовать друг с другом, чтобы им было выгоднее и удобнее (общество).
Правила и принципы этики
Из всего многообразия моральных норм принято рассматривать только семь, которые наиболее распространены и актуальны в современном мире (их влияние также прослеживается в религиозных учениях).
Помимо вышеперечисленных этических правил, существуют этические принципы, которые помогают определить общие схожие формы взаимодействия людей в обществе. К ним относятся следующие стандарты поведения.
Этические нормы обязывают человека совершать определенные действия или указывают, как он должен поступать в подобных ситуациях. Этические принципы задают общее направление усилий, которые необходимо предпринять в ходе той или иной деятельности.
Регулятивные функции
Законодательные акты — это способ регулирования отношений между людьми и их поведения, определяемый официальными лицами, то есть на формальном уровне. Главное отличие от регулятивной функции морали заключается в том, что принятие моральных правил и принципов является добровольным желанием человека и поэтому не требует документального оформления. Они являются частью взглядов, принципов и убеждений индивида, которые регулируют его поведение.
Функция оценки
В конечном итоге она сводится к восприятию своего и чужого поведения. Иными словами, это нравственная оценка действительности с точки зрения ее понимания, основанного на потенциале человечества.
Воспитательная функция
Благодаря моральным нормам, нравственным принципам и правилам поведения, которые воспитывают человека в обществе, происходит формирование определенных общественных идеалов и развитие внутреннего стремления человека к соразмерному сочетанию индивидуальных и общественных интересов. Усилия, затрачиваемые на достижение поставленных целей, не приносят вреда окружающим.
Функция контроля.
Неоспоримый контроль окружающих над поведением человека — в качестве обратной связи за определенное поведение могут применяться как позитивные, так и негативные санкции.
Полное манипулирование
Каждый подчиняет свои действия и поведение анализу, в том числе моральному, поэтому он присутствует для поддержания гармоничной ситуации внутри человека.
Важность морали в человеческом обществе
Этика полностью включена во все сферы человеческой жизни и не является самостоятельной организованной областью деятельности. Этика институционализирована и всеохватна, хотя она не может институционализировать все виды управления. Моральные требования выражаются в форме чеков, как императивы действовать определенным образом из чувства морального долга перед другими.
Поскольку люди — биохимические организмы, существование общества является неотъемлемой частью нормальной жизни. Каждому из нас необходимо находить общий язык с другими представителями Homo Sapiens. Только с помощью этики, которая проявляется в виде правил и требований, человек и каждое сообщество в целом выражают свое самоощущение и коллективную волю к гармонизации индивидуальных и групповых интересов.
В обществе пересекаются три элемента структуры этики.
Этика имеет решающее значение как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования общества в целом. Это связано с тем, что она выступает в качестве естественного регулятора отношений, своего рода внутренней цензуры, с которой можно справиться, когда мы не уверены, правильно ли поступаем.
Этическое право: определение, принципы и значение в современном обществе
Человек физический и социальный. Природный и социальный характер человека. Важность образования для человека и общества Важность образования для человека и общества Этика Этика Этика Этика Этика Этика Этика Этика Этика Этика Искусство Концепции истины, ее критерии Концепции истины, ее критерии Религия Религия Религия Угрозы XXI века (глобальные) проблемы) Угрозы XXI века (глобальные) проблемы) Виды знаний Виды знаний Виды знаний Потребности и интересы Потребности и интересы Потребности и интересы Потребности и интересы Общество Элементы и подсистемы общества Системная структура Элементы и подсистемы общества Системная структура Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность Основные институты общества Основные институты общества Мировоззрение, его типы и формы Мировоззрение, его типы и формы Многомерность общественного развития (типы общества) Многомерность общественного развития (типы общества) Наука. Основные черты научного мышления. Естественные и общественные науки Наука. Основные черты научного мышления. Естественные и общественные науки Мышление и деятельность Мышление и деятельность Концепции общественного прогресса Концепции общественного прогресса Концепции культуры. Формы и разнообразие культуры Концепции культуры. Формы и многообразие культуры
Молодежь как социальная группа Молодежь как социальная группа Социализация личности Социализация личности Конституционные принципы государственной политики в Российской Федерации (основы) Семья и брак Виды семьи и брака Социальные нормы Виды социальных норм Этнические общности Этнические общности Социальный конфликт Социальный конфликт Межэтнические отношения, этнические общности Конфликты, способы их разрешения Межэтнические отношения, этносоциальные конфликты, способы их разрешения Межэтнические отношения, этносоциальные конфликты, способы их разрешения
Различия, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского судопроизводства различия, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского судопроизводства Армия Армия Всего Армия Финансовая система российского права Право Финансовая система российского права, в частности, уголовный процесс уголовный процесс в уголовном процессе процедура усыновления, договорная процедура, расторжение трудовых договоров, право. Гражданское право Имущественные и неимущественные права Объекты. Понятия и виды юридической ответственности в праве Российской Федерации Право Российской Федерации Конституционное право Российской Федерации Право Российской Федерации Система социального регулирования Право Российской Федерации Понятия и виды имущественных и неимущественных прав Право Российской Федерации Закон о юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система Правовое регулирование супружеских отношений. Порядок и условия заключения и разрешения брака Правовое регулирование супружеских отношений. Порядок и условия заключения и разрешения брака право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты права и обязанности налогоплательщика права и обязанности налогоплательщика международное право международное право международное право организация и организационно-правовые формы организация и организационно-правовые формы и организационно-правовые формыОрганизация и организационно-правовые формыОрганизация и организационно-правовые формы
Торговля и обмен Торговля и обмен Рациональное экономическое поведение собственников, работников, потребителей, глав домохозяйств и граждан Рациональное экономическое поведение собственников, работников, потребителей, глав домохозяйств и граждан Национальный бюджет Национальный бюджет Национальный бюджет Национальный бюджет Экономический рост и развитие. Концепция ВВП Экономический рост и развитие. , причины и последствия Финансовые институты. Банковская система Финансовые институты. Банковская система Рынок труда. Безработица Рынок труда. Безработица Возврат к факторам производства и факторам производства Возврат к факторам производства и факторам производства Экономические системы Экономические системы Рынки и рыночные механизмы Рынки и рыночные механизмы Рынки и рыночные механизмы Деньги Деньги Деньги Мировая экономика Мировая экономика Мировая экономика Спрос и предложение Спрос и предложение.
Социальные отношения: задания 8, 9 Социальные отношения: задания 8, 9 Социальные отношения: задания 23 задания 23 задания 23 задания 23 задания 23 задания 21 задания 21 задания 21 задания 24 задания 24 Человек и общество: задания 2, 3, 4 Человек и общество: задания 2, 3, 4 Политика: работы 10, 11 Политика: работы 10, 11 работы 19 работы 19 работы 19 работы 20 работы 20 работы 20 работы 25 Оп 25 Оп 25 Оп 25 Оп 25 Оп 25 Оп 25 Оп 25 Оп 18 Оп 18 Оп 18 Оп 18 Оп 18 Оп 1 Оп 1 Оп 1 Оп 1 Право: право: работы 12, 13, 14, 15, 16: работы 12, 13, 14, 15, 16: работы 17 работы 17 работы 22 работы 22 Финансы: работы 5, 6, 7 Финансы: работы 5, 6, 7
Государство, функции государства, политическая система Политическая система Политическая система Политический процесс Политический процесс Гражданское общество и государство Гражданское общество и государство Концепция власти Концепция власти Политическое участие граждан Российской Федерации Политическое участие граждан Российской Федерации Избирательные кампании в Российской Федерации Избирательные кампании в Российской Федерации Средства массовой информации в политической системе Средства массовой информации Федеративное устройство Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации