Пешеходные дорожки существуют во многих городах мира. Некоторые дороги изначально проектировались как пешеходные, другие были созданы искусственно, чтобы запретить автомобильное движение. Однако, чтобы создать комфортное и безопасное пространство для пешеходов, недостаточно просто закрыть дорогу для движения. По мнению экспертов, наиболее привлекательным аспектом дорог без движения является то, что они позволяют людям проводить время без особого напряжения, что часто случается в больших городах. Будучи туристом, вы можете прогуляться здесь, посетить случайные магазины, перекусить в кафе, купить сувениры и другие мелочи. Этот район вечен, здесь хватит места и молодым, и пожилым, и мамам с детьми.
Пешеходная улица часто становится местом встречи музыкантов, художников, артистов и других творческих и изобретательных горожан.
Здесь устраиваются небольшие концерты и выступления камерной музыки, что делает этот объект еще более привлекательным для жителей и гостей города. Иногда ритм города не позволяет найти время или возможность для спокойной прогулки, общения или кофе. Создание пешеходных дорожек может помочь в этом. Во многих городах мира визитные карточки стали излюбленной частью города для жителей и гостей. Примеров тому множество. Ванфуцзин в Пекине, Стрёгет в Копенгагене, Трафальгарская площадь в Лондоне, Дроттнинггатан в Стокгольме и Альберт в Москве.
Кыргызстан также планирует построить пешеходную аллею. Премьер-министр Мухаммедкари Абиргазиев поручил муниципалитетам Бишкека и Оси рассмотреть это предложение. В Бишкекглавархитектуре сообщили, что изучают, где можно было бы создать такие пространства. Рассматриваются разные варианты, особенно на участках улиц Киевской и Орозбекова. Журналисты ИА 24.kg решили изучить, как формируются пешеходные улицы в пяти городах, с которыми мы знакомы.
Ташкент, «Бродвей».
Пешеходная улица Саирго в Ташкенте соединяет площадь Амира Тимура и площадь Мустакирика. Ее название можно перевести как «прогулка» на узбекском языке. Местные жители называют его «Бродвеем». Это популярное место для прогулок.
В конце 1980-х годов она стала пешеходной улицей и своеобразной меккой для ташкентских художников, которые выставляли здесь свои работы.
Многочисленные кафе вдоль дороги открыли свои двери, и посетители могли прогуляться по тенистым аллеям и посидеть на удобных скамейках. Все это существует и поныне.
В мае 2018 года на другой пешеходной улице, перпендикулярной местному «Бродвею», — улице Жеравшана — в столице Узбекистана появились художники и музыканты.
казахстанский «арбат».
В Алматти пешеходная улица Жибек Жолы, известная как «Арбат», появилась, как Ташкент в 1980-х годах. Однако не всем нравится ее преображение. Например, известный российский блогер Илья Варламов отметил, что недостатком улиц Алматы является малое количество различных магазинов, кафе и других объектов, привлекающих внимание людей.
Кроме того, на некоторых улицах южной столицы ограничили тротуары, увеличили пешеходные участки и создали велодорожки. Например, улица Байтурсынова.
В прошлом году Астана обзавелась собственным «Арбатом». Пешеходная улица с музыкантами, художниками и ремесленниками открылась возле памятника Хенесары Хану. Она протянулась вдоль берега реки Есир (ишим). Торжественное открытие новой столичной достопримечательности было приурочено к отчету Международной выставки 2017 года.
Это не первая пешеходная улица в Астане. Наиболее известен горожанам и туристам проспект Нуржол и генеральный план новой части города, разработанный известным архитектором Кисе Курокавой. Он простирается от резиденции президента в АК-Траа до торгового центра «Хан-Шатыр». В верхней части проложена пешеходная аллея с аллеями, клумбами, газонами, деревьями, скамейками, фонтанами и малыми архитектурными сооружениями.
Вдоль проспекта по проектам известных казахстанских и зарубежных архитекторов было построено множество красивых зданий, в том числе символ города — Битерек.
Минск. Верность доставке.
В Минске, столице Белоруссии, первая пешеходная улица появилась в историческом центре города. Она является частью улицы Комсомольской и дороги в районе Революции. Однако нововведения пришлись по вкусу не всем. Активисты писали резолюции, в которых выражали недовольство внешним видом дороги и нецелевым расходованием средств на ее реконструкцию. В частности, они интересовались, нужно ли приобретать гранитные горшки на общую сумму 100 000 долларов США (по 1,4 000 долларов США).
Первая попытка создать зону без автомобильного движения была предпринята в Минске в 2012 году. По выходным улица Карла Маркса была закрыта для движения транспорта, на ней проводились концерты музыкантов, ремесленники продавали сувениры, а горожане наслаждались концертами и прогулками. Однако полностью сделать улицу пешеходной не удалось.
От «свободы» к «демократии
В столице Армении есть места, где люди могут гулять, не опасаясь попасть под колеса. В Ереване Северный проспект соединяет площадь Свободы и площадь Демократии. На проспекте расположено множество элитных домов, офисов, магазинов и ресторанов.
Как отмечают туристы, здесь чувствуется армянский дух.
Например, посидеть в одном из многочисленных кафе и понаблюдать за прохожими. Почему? Они очень типичны для Кавказа. Однако некоторые ереванцы сетуют на снос исторических зданий.
Согласно официальным источникам, план улицы был разработан в начале XX века известным архитектором Таманяном. Однако в то время его не планировали воплощать в жизнь. В конце века план был отозван. Строительные работы начались осенью 2001 года и были завершены в 2007 году.
Как избежать раскалывания деревьев
Кажется, что построить пешеходную дорожку достаточно просто — нужно лишь запретить движение транспорта. Но кроме этого, необходимо создать здесь особую атмосферу, привлекательную как для туристов, так и для жителей города, и сделать ее интересной и приятной для людей разных возрастов. В Бишкекгражданэкспертизе рассказали, что изучили опыт других стран по обустройству подобных зон. Мы делаем то же самое.
Эксперты обсудят планирование общественных пространств с гражданами и неправительственными организациями. И мы не знаем, будет ли эта идея принята с радостью. Жители Бишкека неоднозначно восприняли перспективу запрета автомобильного движения по своим дорогам. В частности, жители центра города. Их справедливо интересует, как они будут добираться до своих квартир, если дорога будет перекрыта, и как на вызов приедут машины скорой помощи, пожарные машины или даже свадебные «Кадиллаки».