Роль государственной собственности в современной экономике. Причины приватизации. Приватизация

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации, демократическим республикам, краям, областям, регионам, значимым городам Федерации, автономной области и автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям, являются государственной собственностью. Такое определение содержится в статье 214 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2). Если соответствующие бюджеты или иные фонды государственного имущества не отнесены к государственным предприятиям или учреждениям, они являются государственными фондами Российской Федерации или Фондом фондов. Государственное имущество закрепляется во владение, пользование и распоряжение за государственными предприятиями и учреждениями.

На базе государственного имущества могут создаваться единичные и парковые предприятия.

Единое предприятие — это хозяйственная торговая организация, основанная на праве финансового контроля. Единичные предприятия создаются по решению уполномоченного государственного или муниципального органа. Формой единого предприятия могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Единоличное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое единоличное дочернее предприятие, утвердить его в качестве юридического лица и передать ему часть своего имущества. Орган собственности не несет ответственности по обязательствам унитарного предприятия. Унитарное предприятие может быть создано на праве хозяйственного ведения, то есть на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению правительства, то есть на базе имущества, находящегося у федерального казенного предприятия. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий.

Государственная собственность играет важную роль в функционировании государства, обеспечивая экономическую стабильность и позволяя государству выполнять свои социальные функции.

— Государственная собственность создает важные условия для обеспечения устойчивого воспроизводства социального капитала. Это возможно благодаря тому, что, как правило, государство владеет ключевыми отраслями экономики и производственной инфраструктурой национального значения. Во многих случаях государство владеет важнейшими природными ресурсами, интеллектуальными и историко-культурными ценностями. Оно финансирует развитие и применение фундаментальной науки и передовых технологий, владеет, например, важной частью информационных продуктов.

— Она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономико-правовых отношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и национальных договоров и соглашений, международного договорного права.

— Государственная собственность гарантирует функционирование капиталоемких отраслей, производителей и секторов экономики (таких как космическая промышленность, современные телекоммуникации и финансовая безопасность), которые имеют высокую степень обобществления и требуют капитальных вложений, недоступных частному капиталу.

— Государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, беря на себя часть расходов в тех секторах деятельности, которые не выгодны частному бизнесу.

— Государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ, то есть национальную безопасность.

— Она смягчает последствия кризиса, мобилизует ресурсы для более быстрого выхода из него за счет снижения налогов и использования государственных резервов, осуществляет интервенции на товарных рынках, способствует ускоренному развитию передовых технологий и позволяет национализировать имущество обанкротившихся компаний.

Советуем прочитать:  РЖД Люкс - меньше по площади, чем квартиры, но с большой кроватью и отдельным туалетом с душем

Приватизация — процесс передачи государственной собственности на средства производства в другие негосударственные формы собственности, включая частную собственность отдельных лиц или их семей (имеется в виду приватизация государственной собственности, как составная часть приватизации).

Оптимальный размер государственной собственности на средства производства составлял в среднем 30-35% от общей собственности, а в развитых странах эта доля была значительно ниже, что обусловило следующие основные причины приватизации и приватизационных инициатив.

1) противоречивость и неэффективность кейнсианского метода регулирования экономики (государственная собственность была прямой) и, как следствие, постоянное усиление монетарного рычага,

2) чрезмерное использование рычагов управления, которые в западной экономической библиографии ассоциировались с государственной собственностью,

3) искусственно заниженная экономическая эффективность развития государственных предприятий в результате политики цен Филомы (занижение стоимости товаров и услуг государственного сектора, а также ценообразование на крупные монопольные товары, такие как олигохолики, компании, продающие их государственным предприятиям)

4) выполнение государственной собственностью определенных государственных функций (снижение безработицы, смягчение циклических колебаний в экономике и т.д.). Это снизило экономическую эффективность государственного сектора и вызвало критику экономических олигархий.

(5) Приход к власти консервативных сил монополистического капитала в некоторых развитых странах (например, США, Великобритании, Германии). Они традиционно выступают против государственного предпринимательства и активного вмешательства государства в экономику.

Приватизация и приватизация — не разные, а тесно связанные понятия:

      Государственная собственность современной экономики.

      Специфика права государственной собственности проявляется в следующих моментах.

        Чтобы понять роль государственной собственности в современной рыночной экономике, необходимо, прежде всего, определить основные сферы ее хозяйственного использования. Такими сферами являются следующие.

          Следует отметить, что речь не идет о монопольном положении государства в этих отраслях. Это не совсем обычный сценарий, поскольку частные организации также работают в сфере производства и социальной инфраструктуры. Заметной тенденцией последних десятилетий в развитых странах стало использование частного капитала в рамках государственно-частного партнерства для развития секторов, традиционно принадлежащих государству (образование, здравоохранение, культура).

          В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной степени входят земля, подземные ресурсы, деньги, золотовалютные резервы, электроэнергия, природный газ, уголь, сталь, военные объекты, воздушный транспорт, почтовые отделения, железные дороги и телекоммуникации Учреждения и организации социальной сферы являются неотъемлемой частью государственного сектора.

          Советуем прочитать:  Работник отгулял более 90 дней отпуска. Можно ли получить за эти дни денежную компенсацию вместо отпуска?

          Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя способами

            Следует обратить внимание на принципиальные различия между государственным и частным секторами экономики. В первом случае это выражается в том, что экономическая деятельность является обязательной, а во втором — добровольной.

            Размер государственного сектора в разных странах неодинаков и определяется целым рядом взаимосвязанных факторов, таких как исторические условия, культурные традиции, стадия экономического цикла и экономическая политика, проводимая правящей партией.

            Для Европы всегда был характерен относительно высокий уровень развития государственного сектора. Во второй половине XX века в странах Европейского сообщества (ЕС) почти 11 % всех работников (почти 11 % всех работников) были заняты на государственных предприятиях. На их долю приходилось 12,5 % вновь созданной стоимости и почти 20 % всех капиталовложений в основные фонды (за исключением сельского хозяйства). Государственные предприятия доминируют в энергетическом секторе (около 70 % всех работников в секторе ЕС), транспорте и связи (около 60 % работников) и финансовом секторе (30 %).

            Особенно велико влияние государственного сектора во Франции, Италии, Австрии, Испании и Португалии, а также в таких ключевых отраслях, как металлургия, судостроение, автомобилестроение, химическая промышленность, атомная энергетика и освоение космоса. В Австрии, например, государственный сектор является доминирующим (ему принадлежит более 75 % акций в электроэнергетике, газовой и нефтяной промышленности, угледобыче, производстве стали и автомобилей). В Германии сфера влияния более узкая. В газовой промышленности он составляет менее 50 %, а в нефтяной и автомобильной — менее 25 %. В Японии и США частный сектор доминирует во всех отраслях (более 75 %).

            Существуют две группы стран с высокодиверсифицированной и низкодиверсифицированной структурой государственной собственности. Первую группу представляют Испания, Австрия, Франция и Италия, где высокодиверсифицированная структура государственной собственности распространена на многие отрасли. Во Франции и Италии эта доля составляет не менее 40 %, в Испании — более 90 % в некоторых секторах, в Австрии — до 100 % в некоторых секторах. Ко второй группе относятся США и Япония, где присутствие государства ограничивается двумя-тремя секторами.

            Значимость государственного сектора в экономике обычно оценивается на основе численности занятых в экономике, валовых капиталовложений в основной капитал, чистого или условно чистого выпуска и капитала отдельных отраслей. Влияние государственного сектора на экономическое развитие определяется его вкладом в производство ВВП или долей в национальных производственных ресурсах, а также масштабами перераспределения и потребления ВВП.

            Советуем прочитать:  Иски о возмещении психологического ущерба

            Так, в Европейском сообществе наибольшая доля государственного сектора в ВВП была достигнута в конце XX века, когда государственный сектор внес вклад в создание ВВП Европейского сообщества на 23,2% (Греция), наименьшая — 8,3% (Нидерланды). Его влияние на производство больше в Финляндии, Греции, Франции и Италии (14-18% от общего объема производства). Вот шесть стран с долей в диапазоне 10-14 %: Австрия, Швеция, Португалия, Ирландия, Бельгия и Германия. В Дании и Испании доля не превышает 8-10 % производства, в Нидерландах она составляет менее 6 % производства, а в Великобритании — менее 3 %.

            Доля государственных предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал достаточно широка. 11% в Италии, 33-35% во Франции и Финляндии в процентном отношении к числу занятых, 5-6% в США. Великобритании и Ирландии, до 25% в Австрии.

            Понятие и сущность государственной собственности

            Институционализация собственности предполагает определение стоимости собственности в мире конкретным экономическим субъектом. Экономическая теория исходит из того, что экономическими субъектами являются домохозяйства, предприятия и государство. Поэтому, если государство владеет, пользуется и распоряжается определенными имущественными ценностями, то можно сделать объективный вывод о существовании таких форм собственности как государственной.

            Государственная собственность принадлежит государству или другому государственному образованию, обладающему правом собственности. Кроме того, государственную собственность можно рассматривать как выражение отношений между людьми с точки зрения их заинтересованности в интересах государства и реализации общественного интереса.

            Государственная собственность (как и собственность в целом) является одновременно экономической и правовой категорией. Для государственной собственности этот дуализм особенно важен. Это связано с тем, что государство является законодателем, то есть источником правовых норм, регулирующих экономические отношения в стране.

            Институт государственной собственности отличается тем, что является полностью легитимным институтом. Кроме того, несмотря на то, что институт, по сути, регулируется общепризнанными нормами гражданского права, конституционные (государственные) нормы играют в нем особую роль.

            Поскольку государства занимают особое место в современной рыночной экономике, исследователь предлагает следующую группировку прав государственной собственности.

            Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
            Добавить комментарий

            ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

            Adblock
            detector