Замена языческих представлений о преступлении и наказании новыми особенно четко прослеживается в законах, определяющих наказание за убийство, и постепенном превращении кровавой реституции в объект возмездия. Так, например, согласно договору 911 года с греками, любой человек мог убить убийцу на месте преступления. Договор 945 года дает право на жизнь убийцы, независимо от степени родства. Русская Правда ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайшего родственника убитого (отец, сын, брат, ближний). И, наконец, «Правда Ярославичей» вообще исключает из своего состава кровную месть, запрещает кому-либо убивать кого-либо и разрешает родителям убийцы пользоваться определенной денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяются права государства на денежные средства и имущество преступника. В литературе существует много разногласий по поводу правовой основы кровавой реституции. Это досудебное или послесудебное возвращение? Русская Правда не сразу отвечает на этот вопрос. Исторически кровавый реституционный конец сложился как обязанность родительского родственника потерпевшего восстановить месть преступнику. Однако феодальный строй древнерусского государства и возрастание роли князей и княжеских судов внесли существенные изменения в реализацию обычая кровавой вендетты. Некоторое время княжеский суд существует наряду с общинными судами, но постепенно, в связи с укреплением феодальных отношений, княжеский суд занимает лидирующее положение, оттесняя общинные суды на второй план. Поэтому,
22 и 23 УК сообщают о штрафах в 80 пдр за убийство княжеского окольничего, городового или коши. Несомненно, древний обычай кровавой вендетты был вскоре ликвидирован, даже князь, заинтересованный в подрыве общинных судов, не предложил нехристианской церкви новых правил народной дороги и этики. Поэтому можно предположить, что князь дал свое согласие на кровавую вендетту и определил это правило в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровавый конец Русской Правды имеет ярко выраженный переходный характер непосредственного наказания члена семьи в наказаниях, налагаемых и осуществляемых государством. Следует, однако, отметить, что кровавая расправа применима только в отношении свободного человека со стороны свободного человека. (После смерти Ярослава Софосского, «вновь собравшись вместе, Исадзилав, Святослав, Беворон и сыновья жены его решили отменить кровавую восстановительную вену за убийство и издать 2»).
Является ли анахронизм правом конца кровавой реставрации в России?
Является ли анахронизм правом конца кровавой реставрации в России?
Кровавые торговцы существовали с древнейших времен у всех народов мира. Глобальный характер кровавой реставрации вен объясняется необходимостью. Другого способа защитить свободу, жизнь и имущество не существовало, да и при определенных обстоятельствах не могло существовать — вызов реставрации вен был высоким моральным и религиозным долгом, который пренебрегал изгнанниками из расы; напротив, реставрация вен была общей честью. Реставрация Вен была мировым институтом. Каковы причины исчезновения реставрационных вен? При первобытно-общинном строе доминировал восстановительный вен. Наряду с расслоением первобытного общества и ослаблением кровнородственных связей, ослабла и реставрация вен. Поскольку реставрационный вен был религиозным обязательством, он мог существовать, пока соответствовал религиозным убеждениям, и должен был исчезнуть, когда религия осуждала и запрещала его. Одной из таких религий была христианская, основанная в Древней Руси в конце X века. До христианства брак был частным, светским событием, а христианство превратило эту практику в таинство. Воровство в расовых общинах считалось проблемой, которая должна была решаться между виновными и пострадавшими. Ветхозаветная религия, с другой стороны, «воровала» с трибуны Божьих заповедей. Церковь учила не проливать кровь при появлении государства, закон запрещал практику кровавой реституции конца, но истинное уничтожение кровавой реституции конца в феодальном обществе оставалось утопией. При его создании институтами restitutio ven были государство и