Вы заключили договор с компанией. Она призывает вас доверять ей: у нее есть офис, сайт и отзывы клиентов. Внешнее благополучие не гарантирует, что компания выполнит свои обязательства по договору. Компания не может связаться с вами, обанкротить вас или вернуть ваш товар. Сервис проверки контрагентов гарантирует компании от подобных рисков и заранее показывает потенциально опасных партнеров. Расскажите, как это работает и целесообразно ли проводить бесплатную проверку.
Почему нужно проверять контрагентов?
Компания «Одноразовые столы» производит товары в разных областях. Согласно договору, контрагент оплачивает поставку в течение 30 дней с момента отгрузки. Время оплаты наступает, но деньги не поступают, а сами предприниматели не общаются друг с другом. В результате в производстве нет ни денег, ни товара.
При использовании сервисов контроля контрагентов проблемы со сделками можно выявить сразу. Введя НДС возможных партнеров, сервис показывает судебные претензии со стороны бизнеса и налоговых органов. Это сигнал о том, что сотрудничать с такими компаниями опасно.
Эксперты СКБ Контур Антона Яковлева рекомендуют проверять контрагента по каждой сделке.
В идеале необходимо проверять всех деловых партнеров, даже если сотрудничество строится на условиях низкого риска (предоплата или поставка товара по факту оплаты). Проверка помогает избежать жалоб на некачественные товары или услуги. Наряду с проверкой отсутствует вопиющая бюрократия при оформлении закрывающих документов. Поэтому не возникает трудностей с учетом и прогнозированием доходов. Услуги по проверке контрагентов показывают риск нарушения договора и подготавливают основания для обращения в суд. Например, они определяют конечного бенефициара для субсидиарной ответственности, выявляют коррупционные связи и сговоры.»
Экономические эксперты «ПланФакта» собрали 16 применимых методов сокращения расходов и увеличения прибыли. Скачайте его и экономьте деньги без ущерба для бизнеса.
Почему использование банковских чеков недостаточно
Банки используют «светофоры» — выделяют подозрительных контрагентов. Если получатель находится в красном поясе, вы не сможете перевести ему деньги. Банки не предоставляют дополнительной информации и не объясняют причины своих подозрений. Хорошие фирмы, не знающие о ситуации, могут случайно попасть в красную зону.
Сервисы показывают, почему контрагентам нельзя доверять. Арбитражные дела, неуплата налогов, участие в серой системе. Это признаки того, что сотрудничество приводит к проблемам.
Вера Калистратова, руководитель бухгалтерского отдела Simple Solutions, объясняет, что контрагенты создают не только экономические проблемы.
Это вопрос корпоративной безопасности на трех уровнях: информационном, финансовом и репутационном. Недоверенные контакты могут нарушить условия договора, что может привести к экономическим потерям. Подозрительные контрагенты собирают информацию и передают ее конкурентам. Недобросовестные сотрудники могут привлечь партнеров, которые представляют репутационный риск и привлекают ненужное внимание правоохранительных органов.
Пять лучших сервисов для контроля контрагентов
Мы составили список наиболее часто используемых нашими клиентами сервисов
Spark. Контроль долгов контрагентов, финансовое благополучие и участие в судебных разбирательствах. Стоимость услуг — по запросу. Бесплатный период.
Контур.Фокус. Оценивает риски и формирует оценки надежности. Стоимость от 28 000 рублей в год. Возможен бесплатный период.
СБИС: контролирует надежность компании и предоставляет статистику в суды. Стоимость от 6500 в год.
Контраст. Специализируется на проверке деловой документации, чтобы избежать претензий со стороны Федеральной налоговой службы и других контролирующих органов. При этом он имеет возможность контролировать контрагентов. Стоимость от 9 000 рублей в год.
Urbis. 20 000 источников. Подходит для крупных компаний. Стоимость от 56 000 рублей в год.
Сервисы управления схожи по функционалу. В результате предприниматели часто выбирают фишки, которыми уже пользуются. Они внедряют электронный документооборот и проверку партнеров по связям.
Важны и бизнес-цели. Если компания активно участвует в конкурентной борьбе, подойдет сервис, отслеживающий все торговые площадки. Если бизнес работает с иностранными контрагентами, выбирайте решение, анализирующее зарубежные компании.
На выбор также влияют технические возможности, например, интеграция через API с CRM или собственная разработка. Удобнее использовать сервис, который не требует дополнительной IT-разработки.
Выбирайте между бесплатными базами данных и платными сервисами.
Если у компании меньше 10 клиентов в месяц, для контроля подойдет бесплатная база данных штата. Предприниматели или бухгалтеры могут проводить самостоятельные проверки по каждой базе, чтобы убедиться в надежности контрагентов.
Предприниматели с десятками отгрузок в день могут выбрать решение с оплатой по факту. Услуги проверки контрагентов автоматически анализируют платежеспособность. Сотрудники проверяют отметки и пробивают дополнительные чеки до окончания срока действия договора.