За годы путешествий по миру у меня появились дополнительные правила к официальным правилам дорожного движения. Некоторые из них я позаимствовал из правил дорожного движения других стран, а некоторым просто научился у водителей грузовиков.
Идея этого текста вынашивалась долгое время. Катализатором послужили недавние поездки по трассам М3 «Украина», М4 «Дон» и М11 «Столица». Мы не любим ездить, но на автобане все плохо. Это понятно, но до недавнего времени в стране не было дорог такого типа. Кроме того, в этот период люди ездят по междугородним маршрутам, если в обычной жизни они не едут дальше работы.
Правило 1 — не останавливайтесь у края дороги
Некоторое время каждый рабочий день я начинал с чтения «Вестника Новгородского ГАИ». С завидной регулярностью там появлялась авария с участием автомобиля, припаркованного на трассе М10 «Россия». В основном это были грузовики, но встречались и легковые автомобили.
Два грузовика припаркованы на обочине трассы М4 «Дон»
На улицах большинства западноевропейских стран понятие «ремесло» в нашем понимании отсутствует, а позы на местных дорогах просто запрещены. Конечно, есть бордюры, но это лишь технические участки дороги, на которых запрещено и есть съезды, не предназначенные для езды или позы, как у нас.
Обычная сельская дорога в Германии. Останавливаться у края дороги запрещено.
Соблюдать это правило очень просто. На больших дорогах есть специальные площадки для отдыха. На небольших дорогах вы всегда можете свернуть на местную грунтовую дорогу и остановиться там.
Если на российско-фениксовской границе есть объявление, мы заявили, что на государственных дорогах можно останавливаться только в случае необходимости. При этом уточнялось, что посещение туалета, настройка навигатора или чтение карты не являются срочными причинами.
Я также не упоминал стоянки на шоссе.
Правило 2 — избегайте препятствий в свободном пространстве.
Я научился этому правилу у водителей грузовиков. Они часто спорят, но процент разумных и опытных водителей среди экспертов все равно гораздо выше.
Если кто-то стоит на обочине или рядом с дорогой, всегда старайтесь проехать как можно дальше от таких препятствий. На дорогах с двумя проезжими частями по возможности выезжайте на встречную полосу. На четырехполосных дорогах пользуйтесь левой полосой.
Если возможно, полностью покиньте правую полосу, чтобы обогнать велосипедистов. Обгонять их не нужно. Во многих европейских странах обгон велосипедистов с выездом на полосу движения является обязательным. Разозленный велосипедист с GoPro может смело сдать вас полиции.
Правило 3 — Не обгоняйте справа
Термина «обгон» в правилах дорожного движения многих стран не существует, а обгон без выезда на встречную полосу — это тоже обгон. Такая практика запрещена не только на автомагистралях, но и на обычных проселочных дорогах.
Водители реже смотрят в правое зеркало и имеют гораздо меньшую видимость с правой стороны. Некоторые автомобили, особенно грузовики, имеют большие слепые зоны с правой стороны.
Они могут «тормозить» с левой полосы, мигать дальним светом, сигналить, махать руками и ругаться. Однако вы имеете право обгонять справа в последнюю очередь. В Германии это правило соблюдается беспрекословно, поэтому автомобилисты иногда пересекают автобан прямо с левой полосы. Они уверены, что справа их никто не обгонит.
Правило 4 — ездить справа.
Это следствие предыдущего правила. Это правило более или менее соблюдается даже при наличии двух полос движения в одном направлении. Однако при наличии трех и более полос движения все должны ехать по средней полосе, даже если три полосы свободны. На городских дорогах понятно, что правая полоса используется для съездов и поворотов, но если расстояние между съездами составляет 20 км, зачем ехать по средней или левой полосе, если правая полоса пуста?
Такая ситуация часто встречается на платной подмосковной трассе М11.
Не совсем понятно, что является причиной, а что — следствием. Многие едут по левой полосе, потому что правая «передняя» теперь официально разрешена.
Из этого правила есть исключения. На пустых проселочных дорогах я всегда стараюсь держаться ближе к центру. Если дорога пустая, имеет две полосы и хорошую видимость, я предпочитаю ехать прямо к центру. Городским жителям это трудно понять, но на таких дорогах часто не видно дороги, и в любой момент из леса может что-нибудь прилететь. Это такие дороги, как Великий Новгород — Луга и Спасская Полисть — Любитино-Боровичи. На последней в водоотводных канавах растут 20-летние ели, которые могут чуть ли не зацепить вас при движении по полосе.
На четырехполосной дороге без машин, если вам не нравится что-то справа, вы можете переехать на левую полосу. Это может быть лес, деревня, съезд, канава, яма и многое другое.
Было темно и мокро, ослепляя встречный транспорт. Я ехал по «русской» трассе М10 между деревнями Померанье и Тубников Бор в сторону Москвы. Машин в моем направлении было немного. На правой полосе была канава с водой, поэтому я перестроился на левую полосу. Вскоре после перестроения я заметил оленя в правой полосе. И понял это уже после того, как проехал по ней.
Правило 5 — Адаптируйтесь заранее
Предсказуемость — ключ к безопасности. Рано или поздно вы проедете море и не заметите препятствия. В этом случае ваша судьба находится в руках других участников дорожного движения. В случае ошибки они пропустят вас, в худшем — раздавят и накричат на вас. Тем не менее, вам удастся избежать аварии.
Однако если вы начнете обгонять, не мигая фарами, никто не сможет вас спасти. Включите мигалку и плавно перестройтесь. Затем плавно вернитесь на свою полосу. Однажды это спасло меня.
Правило 6 — сбавьте скорость, если вам кажется, что вы закончили движение.
Различия в подходах к вождению в России, например, в Швейцарии, более четко прослеживаются в модели поведения при возникновении потенциального риска. Что бы вы сделали, если бы увидели кого-то на краю дороги? Ничего! В Швейцарии сбрасывают скорость и не ускоряются, пока не убедятся, что это безопасно.
На сельских дорогах, если по дороге идут дети, все снижают скорость почти до скорости пешехода. Здесь они могут даже не снижать скорость.
То же самое касается припаркованных автомобилей. Если вы видите машину на краю дороги, сбрасываете ли вы скорость и снижаете ли медленно? А в городе? В Италии ограничение скорости составляет 30 км/ч на улицах с разрешенной парковкой.
Правило 7 — соблюдайте дистанцию
В наших же правилах дорожного движения о дистанции написано очень общо, поэтому никто не контролирует соблюдение дистанции. В Германии несоблюдение дистанции карается штрафом до 400 евро. В Германии соблюдение дистанции строго контролируется, особенно на автобанах.
Рисунок, помогающий водителям соблюдать дистанцию. Автомагистраль E20 в Дании.
Нет нужды говорить, что я не всегда соблюдаю дистанцию. Однако на автостраде я постараюсь проехать на расстоянии более 50 метров от впереди идущего автомобиля, если не буду маневрировать или не буду готов к этому. Это не только вопрос безопасности, но и комфорта. В таких ситуациях не обязательно в точности копировать ускорение и замедление переднего автомобиля. Есть возможность сгладить нездоровые маневры других участников дорожного движения.
Вождение без шума — это далеко не так.
Не воспринимайте это буквально. В какой-то момент я понял, что, слегка снизив скорость, я значительно увеличил расстояние, которое могу преодолеть за день в дальних поездках. Прежде всего, это зависит от усталости, а значит, от более низкой скорости. И мне приходится реже заправляться.
Очень интересно, что один и тот же автомобиль, движущийся со скоростью около 150 км/ч, заправляется не менее пяти-шести раз в день. Приняв это, я сам настраиваю круиз-контроль на 108 км/ч в большинстве дальних поездок. В этом случае, когда навигатор предупреждает меня, мне не приходится контролировать скорость, искать камеры или нервно тормозить.
Важно также понимать, что чем выше максимальная скорость, тем больше разница между ней и средней скоростью. Если я пытаюсь ехать со скоростью 150 км/ч, то средняя скорость будет 120 км/ч. При попытке ехать со скоростью 130 км/ч средняя будет 110 км/ч. Пытаюсь ехать 110 км/ч, но в среднем набираю 105 км/ч. В конце концов, разница во времени гораздо меньше, чем кажется при сухом сравнении конечных скоростей.
Исключение здесь составляет новая платная дорога М11 в Новгороде и Твери. Там он еще вполне свободен и может проехать все 330 км с круиз-контролем, установленным на 150 км/ч. Круизом пользуюсь только иногда. Но даже там я еду со скоростью 110 км/ч.
А как насчет нарушений?
Предположим, столкнулись две машины. Оглянуться назад на полосу движения невозможно. Вы должны выехать на полосу встречного движения или на обочину. И то, и другое является нарушением. Теоретически, чтобы полностью соответствовать букве закона, нужно дождаться, пока инспектор выступит в роли регулировщика и перестроит машину в отбойник.
Однако на практике люди часто объезжают такие препятствия. Причем делают это непреднамеренно, потому что понимают, что до него десятки метров. Это может создать аварийную ситуацию, а столкновение с препятствием — не вариант, поэтому внезапно остановиться не получится.
Однако даже в этих случаях правоохранительные органы все равно могут привлечь вас к ответственности. Если камера или инспектор заметит, что вы остановились на обочине, вас могут привлечь к ответственности и наложить штраф. Однако вы можете попытаться обжаловать это в суде, сославшись на то, что вы помешали проведению аварии.
Также имейте в виду, что закон включает в себя не пробки, как в автомобиле, а движение, а не проезд. Согласно правилам, это не является нарушением.
Штрафы — это только часть потенциальных затрат водителя. Необходимо менять комплектующие и обслуживать автомобиль. Рекомендуется покупать с выгодой.
Универсальные карты «Халва» — это не просто удобное средство оплаты. Подобно швейцарскому ножу, пластик и мобильное приложение содержат множество полезных финансовых функций. До 10% наличными, рассрочка платежа в более чем 250 000 магазинах и до 17% возмещения дохода с подпиской «Халва.десять». Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Дорожно-транспортные происшествия с «водителями на тротуарах».
Важное разъяснение дал Верховный суд Российской Федерации. Он отметил, что водители, выезжающие на тротуар в нарушение правил, не имеют приоритета. Это значит, что если человек, выезжающий с прилегающей территории, внезапно столкнется с «тротуарщиком», он не будет платить штраф. Водитель транспортного средства в этом случае также не должен компенсировать ущерб, съехав с дороги.
Не нарушайте правила дорожного движения. Это позволит избежать ненужных разногласий по поводу возможных санкций и, самое главное, сохранит вашу жизнь и здоровье, а также ваши и других участников дорожного движения.
Цены действительны на дату публикации статьи.
Можно ли ездить по встречным пешеходным дорожкам?
На крупных автомагистралях с четырьмя полосами и двумя неровными узлами, предназначенными для движения транспорта в разных направлениях, обычно рекомендуется пользоваться специальными перекрестками. В результате, чтобы перейти с одной стороны населенного пункта на другую, жителям прилегающих к таким дорогам поселений приходится проезжать несколько километров вперед и искать подобные разрывы в установленных ограждениях, прежде чем вернуться обратно. Однако некоторые водители не теряют времени и просто направляют транспортный поток по краю дороги. Это означает, что они добираются до магазинов от своих домов по грунтовому бордюру, выходящему на обычную дорогу. Можно ли за это лишить водительских прав?
Нет. Бордюр — это не дорога.
Согласно статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), выезд в нарушение правил регистрации на полосу встречного движения влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Это означает, что выезжать на полосу встречного движения нельзя, особенно если она отделена от сплошной линией разметки. Но является ли полоса встречного движения обычной полосой?
В пунктах 1. 2 Правил дорожного движения даны четкие определения дорожных терминов.
Полоса движения» — продольная полоса тротуара, обозначенная или не обозначенная разметкой, достаточной ширины для непрерывного движения транспортного средства. Таким образом, дорожная полоса является элементом дороги.
Пешеходная дорожка» — элемент улицы, непосредственно примыкающий к дороге на одном уровне, отличающийся типом покрытия или обозначенный 1. 2. 1 или 1. 2. 2 и используемый для движения, стояния и парковки в соответствии с правилами.
Другими словами, бордюры не являются тротуарами, а только улицами, и выполняют вспомогательные функции, такие как остановка и стоянка. Абсурдно применять часть 4 статьи 12.15 «Лишение прав» к водителям, выезжающим на противоположный тротуар. Есть еще одна статья Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая может наказывать за езду по обочине.
Какое наказание предусмотрено за езду по тротуару?
Согласно статье 12.15 КоАП РФ, «Нарушение расположения транспортного средства, нарушение правил проезда, встречного разъезда, организованного движения по дороге до края дороги или пересечения дорог либо перекрестка либо занятие на них места — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
В Правилах ничего не сказано о встречных бордюрах. Это означает, что штраф за такое вождение точно такой же, как и за наезд на бордюр при движении.
Однако если водитель выедет на асфальт колесом, у сотрудника ГИБДД будут все основания применить более серьезное наказание, а именно лишение прав.
Езда по краю дороги в попутном направлении — штраф или лишение прав?
Комментарий: 1 30. 08. 2020 Почти все крупные автомагистрали с четырьмя полосами и двумя неравномерными узлами, ориентированными на движение в разных направлениях, предусматривают мало мест для поворотов. Водителям приходится использовать для этого специальные перекрестки. При этом жители населенных пунктов, расположенных вблизи таких магистралей, сильно страдают — чтобы добраться до дальнего конца деревни, им приходится искать пустоту вдали. Однако некоторые водители все же усложняют ситуацию — вместо того чтобы терять время, они двигаются навстречу потоку транспорта по краю тротуара. Другими словами, они двигаются по расширенному тротуару, чтобы сэкономить топливо и, соответственно, сократить свой путь. Вот тут-то и возникает проблема — как наказывать за такие нарушения?
Существуют ли тротуарные бордюры? Статья 12.15 КоАП РФ, статья 4.4, предусматривает, что выезд на встречную полосу движения наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением права управления транспортным средством на срок до шести месяцев. Делаем первый вывод — выезжать на полосу встречного движения нельзя, особенно если она отделена от двойной компактной сигнальной линией.
Однако вопрос заключается в другом — считается ли бордюр в противоположном направлении обычной полосой движения, по которой могут двигаться транспортные средства? Если обратиться к пункту 1. 2 Правил дорожного движения, то можно увидеть несколько конкретных определений дорожного движения. Таким образом, полоса движения может рассматриваться как продольная полоса на дороге. Дорожные полосы можно рассматривать как элементы тротуара. Теперь перейдем к бордюру. Это элемент дороги, который соприкасается с самой дорогой и находится на одном с ней уровне. Бордюр выделяется своей поверхностью или разграничивается разметкой и может использоваться для примыкания, парковки и движения.
Другими словами, бордюр не может считаться дорогой. Он лишь примыкает к самой дороге и предназначен для дополнительных операций — остановки, парковки. Однако заезд на бордюр не может рассматриваться в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ. Водителям, прибегающим к таким действиям, отводится отдельный пункт.Штрафы за езду по тротуарам. Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривает, что если водитель во время движения неправомерно поставил автомобиль на транспортное средство, то сотрудник ГИБДД имеет право составить протокол о нарушении. Водитель наказывается штрафом в размере 1 500 рублей. В данной статье ничего не говорится о другой стороне тротуара, поэтому за езду по ней предусмотрено точно такое же наказание. Однако если сотрудник ГИБДД обнаружит, что хотя бы одно колесо автомобиля, движущегося по бордюру встречного потока, выехало на главную дорогу, он имеет полное право расценить это как более серьезное правонарушение. И наказанием может стать лишение водительских прав.Завершенные линии. Независимо от направления движения, выезд на пешеходную дорожку запрещен. Поэтому предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Пешеходные дорожки — определение правил
Согласно Правилам дорожного движения, боковое пространство — это часть дороги, идущая параллельно основной полосе движения. Боковые пространства могут быть обозначены — компактными или прерывистыми линиями, или просто различными типами покрытия. Согласно правилам, легковым и грузовым автомобилям запрещено заезжать на бордюры. Съезд разрешен только для временного размещения или парковки, а в остальных случаях — только если это не запрещено знаками в определенных местах на обочине. За такие маневры полагаются штрафы.
А если вы заезжаете на бордюр на полосе встречного движения
Если выезд на дорогу является административным нарушением, то заезд на бордюр на полосе встречного движения — правонарушение, которое карается гораздо серьезнее, чем просто заезд на бордюр. Другими словами, здесь обочина совпадает с движением по «встречной полосе». За такое нарушение инспекторы могут лишить вас водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.
Избегайте копания на краю дороги
Некоторые водители оправдывают езду по краю дороги, чтобы объехать узкие места, то есть они оправдывают объезд препятствий таким маневром. Однако пробки не являются препятствием и не смягчают ответственность за езду по обочине. Например, на обочине указывается направление движения, чтобы в случае аварии или ремонта дороги ее можно было объехать. Однако в 2022 году это правило останется неизменным.
В тех случаях, когда пешеходная дорожка разрешена для движения задним ходом и поворота
Могут ли меня оштрафовать за езду по тротуару, если мне нужно повернуть на него? Согласно правилам, водитель имеет право заезжать на бордюр и маневрировать на нем, если дорога узкая и иначе невозможно сформировать угол разворота. Для этого он может выехать на правую сторону дороги, но при съезде с нее он не может препятствовать встречному движению. Однако есть один нюанс — если бордюр ограничен компактной разметкой, выполнять разворот на нем запрещено. В этом случае велика вероятность того, что вы будете оштрафованы за наезд на бордюр.