В традиционном шаманизме принято делать подношения духам и предкам до, во время и после ритуалов. Для этого предлагаются черные и белые продукты. Черную пищу (алкоголь, табак, чай) принимают духи подземного мира, а белую (молоко, сладости, выпечку) — духи среднего и верхнего царств. Для жидких подношений шаман берет специальную церемониальную ложку — тос карак («тос» — девять, «карак» — глаза), то есть ложку с девятью глазами. Конечно, можно обойтись и «чистыми» рукоятками или сосновыми ветками, но правильнее использовать тос-карак.
Вы можете сделать его сами, заказать у своего учителя или купить в магазине, специализирующемся на шаманских или буддийских товарах. Важно, чтобы он был сделан из дерева (чаще всего используется береза) и имел девять углублений. Каждое отверстие символизирует отдельную ложку, питающую девять небес одновременно, не причиняя никому неудобств, в зависимости от времени или количества. Всем оказывается равное уважение. Ложка, наполненная молоком, посвящается всем девяти небесам верхнего мира, а ложка, наполненная водкой, посвящается девяти небесам нижнего мира. В идеале у каждого из миров должна быть своя ложка, и нежелательно кормить духов верхних миров из Тос-Карака, который посвящен духам нижнего мира. Подробнее о ритуале кормления духов с помощью «девяти глаз» читайте в книге «Шаманский канон».
Каждая полость имеет свое предназначение: первая — подношение Солнцу. Вторая — подношение земле. Третья — в воде. Четвертая — на дереве. Четвертая — над стрелой. Шестая — Огонь. 7-й — Орел. 8-й — Марал. 9-й — на медведя.
Или, в зависимости от подношений (молоко или водка), подношения девяти небес любого из миров. Они должны быть разными для высших и для низших миров. Ложка не является универсальной. Если предлагается молоко, то только для молока.
У некоторых последователей священной традиции шаманизма есть ложки с семью или тринадцатью глазками, что вполне допустимо.
Тувинцы и хакасы ежедневно используют тос-карак в быту и посыпают им кобылье молоко после каждой дойки. Как правило, женщины племени пао делают это в знак благодарности четырем сторонам света. На праздниках тоскарак используют в качестве топлива для церемониального костра и приносят его в жертву Матери Огня. «Орси, хилакан! Слова. Произношение: «Олси, хайлакан!». — «Боже, спаси нас!» Произношение.
Тос-карак может быть украшен объемной резьбой, которая либо совсем проста, либо имеет национальный стиль. Орнамент может быть в виде злаков, зелени, облаков, гор или центров счастья.
Ложки неизбежно нуждаются в регулярной чистке и дублировании маслом. Это суррогатное и простое чистое масло. Небольшое количество масла растирается по поверхности ложки и берется так же, как впитывается дерево. При таком уходе лодка прослужит долго, не рассыхаясь и не трескаясь.
На концы ручек тоскалака вешают ленточки священного цвета (чарамаа). Одна из ленточек может обозначать цвет года, в котором родился владелец ложки, — напоминание о его рождении.
Тос-карак, представленный на фотографии, изготовлен вручную мастерами в Хакасии. Традиционно считается, что изделия ручной работы имеют большее значение. Это означает, что подношение более ценно и приятно для духа. Особенно если предмет создан в единственном экземпляре, акцент делается на его уникальности и намерении, заложенном в конструкцию.
Грязная сила и алкоголь
Если верить древним легендам и преданиям, представители деликатесов (Леший, Домовой, Кикимора…) живут рядом с народом. Согласно тем же древним источникам, некоторые из этих сущностей подвержены типичным человеческим слабостям, особенно алкоголизму. Более того, даже самые отчаянные любители выпить вряд ли смогут их «одолеть».
Жуткие силы пьют алкоголь. Хулиган Кулакан.
Самым известным духом — приверженцем алкогольных напитков является легендарный ирландский герой Клахан. Во многих легендах их называют маленькими ирландскими колдунами, родичами эльфов, но они никогда не были признаны алкоголиками.
По внешнему виду Кларакана практически невозможно сделать вывод о его зависимости. И можно заподозрить, что почтенный пожилой лефкогенский мужчина в элегантном красном пиджаке и изящной малиновой шляпе запросто может одним глотком выпить довольно широкую кружку пива. И только фиолетовые носы этих существ выдают их «маленькие» слабости.
Краканы обычно устанавливают в винных погребах, и там есть чем заняться. Умеренная плата (которую вносит сам алкоголик) — два бокала алкоголя в день — следите, чтобы бочонок с пивом не прокис, вино не потеряло аромат, а безжалостным слугой является хозяин. Только алкогольные напитки ведут себя очень хорошо, если они уверены, что хозяин дома, в котором они живут, — алкоголик. В противном случае толку от этих помощников нет. В домах любителей спиртного они не закатывают шумных торжеств своим доверенным виноделам. А пьяное веселье этих милых старцев порой может закончиться самым явным хулиганством. Въехав во двор, кабели начинают скакать на овцах и собаках, громко крича и подбрасывая в воздух свои красные шапки. Разумеется, несчастным животным такое веселье не доставляет удовольствия, да и домовладельцы, подсчитывая убытки, тоже. Пьяному хозяину практически невозможно убрать кабели. Даже если он решит переехать в другое место, они последуют за ним и спрячутся в бочках с вином.
Здоровье и удача
Однако на протяжении веков многие жители японских островов отказывались встречаться с веселым Содзё и даже находить на пляже прядь волос из его роскошных локонов. Они верили, что его волосы могут принести богатство и процветание нечаянным счастливчикам, поскольку считали, что в длинных локонах океанского духа заключена сила и судьба любителя сакэ.
Кроме того, ложка священного напитка из Содзё давала человеку чистое сердце, здоровье и долголетие, но употреблять его нужно было в меру. Об этом свидетельствуют следующие мифы.
В древние времена бедный старик, который был очень болен, попросил своего сына принести ему немного напитка. Но у молодого человека не было денег на выпивку. Расстроенный тем, что не может выполнить просьбу родителя, он отправился на пляж и встретил там Сохо. Вежливый дух узнал о горе юноши и наполнил его кувшин священным напитком. Сделав глоток чудодейственной жидкости, старик быстро поправился и помолодел на десять лет, но это не укрылось от глаз окружающих.
Бедный сосед обманом выведал у них секрет чудесного выздоровления, а в ту ночь украл у Соджо кувшин священного мешка и выпил его весь. Однако его воровское тело скрутило от страшной боли. Злодей мучился несколько дней, и только найдя на берегу морского духа и попросив у него прощения, Сёдзё избежал страшного наказания.
Журнал: Тайны ХХ века 32, август 2020; раздел: мистика Автор: Елена Танина
Военный сленг: какие языки используются в армии?
Военный сленг: какие языки используются в армии?
Подробнее о Метро.
Военный сленг использовался, но до сих пор используется солдатами и теми, кто уже отслужил до «дембеля». Фото pixabay. com
Военный сленг использовался, но до сих пор используется солдатами и теми, кто уже отслужил до «дембеля». Фото pixabay. com
Уехать в Сочи — бросить часть без лицензии (образовано от аббревиатуры Соччи — ‘самовольное оставление части’, поддерживается перебивкой).
Увольнительная — выходящая за рамки уставных отношений, дополнительная работа или аутсорсинг, выполняется военнослужащими перед увольнением по просьбе руководства части и, как правило, не может быть отвергнута, например, бесплатные ремонтные работы.
Взлетка — центральный коридор казармы, выстроенный сотрудниками — разыгрывается действие «взлетка и линейка».
Silence the Tiger — разбудить храпящих солдат.
День резины — день, когда проводятся занятия по радиологической, химической и органической защите с использованием специальной экипировки (противогазы, резиновая форма).
Продолжает использоваться военная терминология, которой пользуются солдаты и военнослужащие, уже отслужившие до дембеля.
Печи во время чувала — народные канти
Чувал — печь между народными канти
Помимо главной Троицы, Огонь OB Hadi принадлежал к категории «Мировой дух». Этот огонь почитали все народы мира. Ханты и манси персонифицировали огонь в образе Най-Канки (Матери Огня) — женщины в красном халате. Огонь является объектом поклонения повсюду. Место справа от входа в дом считается «обителью» огня. Это может быть мешок или железная печь. К огню относились с уважением и заботой, не допускали попадания в огонь мусора, грязных дров, рвоты или прикосновения к железным предметам. В этом случае вы можете навредить духам огня, живущим на синем конце пламени. Иногда огонь угощали — бросали в него еду, жир, вино, дарили красные паруса и шарфы.
Считается, что огонь может говорить и предсказывать особые события. Огню приписывали способность очищать предметы и людей от «нечисти», защищать их от злых духов. Огонь «кормит деревья, будит их в пламени и спит на холодных углях».
Очаг нечистот в доме — «мых-кот» — представлял собой глиняный мешок, похожий на камин. Женщины считались эстонскими хозяйками, и большинство из них делали эти мешки.
Перед началом работ справа от входа готовили площадку, заполненную песком. Ее закрывают квадратной рамой из бревен или досок. Это место — «никола» (nycola) — ложе камина, его выравнивают и вбивают сваи.
Острое основание сваи вбивается в песок через отверстие в крыше. Отверстие открывают с учетом внешнего диаметра будущего дымохода, равного ширине плеча женщины-домохозяйки. Следствием соблюдения этого параметра является то, что женщина должна находиться в дымоходе для создания глиняной массы внутренней стенки дымохода. Таким образом, строительные технологии строго привязывают размеры сооружения к основным антропометрическим параметрам.
Дрова, образующие заднюю и боковые стенки мешка, располагаются полукругом на расстоянии не более 5 см друг от друга. Воображаемая ось, проходящая через задний угол камина и центр самого камина, должна находиться под углом к дому. Это необходимо для того, чтобы укрыть лучистую энергию, отраженную от стенки пакета, как самой большой поверхности дома.
Следующим этапом строительства является составление передней стенки дымохода. Для этого венок из гибкого тальника или веток кедрового корня сминается и накрывается поверх пораженных стоек на задней и боковых стенах. Еще два-три таких венка закрепляют над кронштейнами. Поскольку дымоход строится на «конусе», его диаметр пропорционально меньше первого. Получается решетчатая конусообразная труба с более короткой передней стенкой.
Снаружи и изнутри каркас был обмазан глиной, смешанной с сухой травой. Это была «глина Ульмана, прочная, как камень». Глину укладывали слоями на матрас и давали каждому слою хорошо просохнуть. Толщина глины составляла примерно 10 см. Мешок был признан существом с «ногами», «подбородком» и «спиной».
Он имел коническую форму с дугообразным навесом, изгибался к середине дома и превращался в цилиндрический дымоход, который проходил через отверстия в крыше и боковых стенах (в немощеных домах). Чтобы обеспечить ток, трубы должны были выступать через крышу не менее чем на 40-50 см.
После сжигания дымоход из мешков закрывали снаружи крышкой из белой коры и укрывали пучком травы.
Во второй половине XX века на смену туваре пришла печь — брутуйка. Обычно у очага стояли котел и чайник, а на полках плиты — прочая кухонная утварь (чайные чашки, деревянные ложки, ложницы, деревянные корыта для мяса и рыбы).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что такое устройство, как сумка, просто по конструкции, технично и удобно в эксплуатации. Разумеется, его может сделать женщина за пять-шесть часов. Если, конечно, у нее есть талант. Срок их службы велик, а обслуживание не представляет сложности. Кроме того, такие конструкции прекрасно вписываются в архитектуру домов и лагерей хади, не противореча их представлениям.
Военная терминология до сих пор используется солдатами и теми, кто уже отслужил свой срок.