Компания работала по принципу веб-маркетинга или прямых продаж. Для распространения продукции она нанимала целую армию представителей, которые продавали продукцию в офисах, квартирах и даже на улице.
Веб-маркетинг в США поощрял покупателей становиться продавцами. Мы даем людям возможность создать свой собственный бизнес и приспособить его к темпу своей жизни».
На практике в России в 1990-е годы это выглядело следующим образом Вы платите 150 долларов за первый набор продуктов и находите покупателя. Затем вы предлагаете им тоже стать продавцами. Другими словами, целью было не продать самому, а набрать новых продавцов и жить на процент от продажи.
Именно так выглядит орда продавцов, продающих похудение как лекарство от рака и болезней сердца. «От таблеток с экстрактом гулана у меня появился псориаз, — не открывая глаз, рассказывал консультант. — И как же я страдал!» Или «Гербалайф заставил меня сбросить 12 фунтов без еды»!
Спустя несколько лет имя компании прочно связали с российской аферой. В одной из работающих реклам было ясно сказано: «Нет близости и Гербалайфа».
Мама умерла от таблеток.
Кто придумал «Гербалайф»? Это была типичная американская история успеха. В конце 1970-х годов, когда Марку Хьюзу, простому человеку, было 19 лет, его мать умерла от таблетки для похудения. Если верить легенде, сын считал, что Люди не должны умирать таким образом!». Так и родилась идея бизнеса.
Его первые продукты — протеиновые батончики, напитки, витамины и таблетки — производились на фабрике Ричарда Маркони, крупнейшего диетолога страны. Хьюзу каким-то образом удалось произвести на него впечатление, и в итоге Маркони разработал все для него.
Вскоре после этого Маркони открыл собственное дело. В 1980-х годах в США все помешались на здоровом питании, и 24-летний бизнесмен разъезжал по окрестностям на своем стареньком автомобиле, пичкая людей витаминами и протеином для похудения.
Он начал менять пищевые привычки всего мира. Его энтузиазм оказался заразительным, и вскоре в компании было уже 200 продавцов. В первый месяц дистрибьюторы Herbalife заработали 23 000 долларов на продаже протеиновых напитков, а в первый год — 2 миллиона долларов.
Став богатым и знаменитым, Хьюз расстался с женой, которая строила империю вместе с ним, и женился на Анжеле Мак, титулованной Мисс Швеция. После Мисс Швеция его женами были также Сьюзан, Мисс Сан-Брина США, и Дарси Линн Рапир.
У Рича Хьюза было два любимых занятия. Жениться на самых красивых женщинах планеты и покупать самую дорогую недвижимость. Среди прочего он купил замок Грей-Холл в Беверли-Хиллз за 30 миллионов долларов и огромный дом на берегу океана в Малибу за 25 миллионов долларов.
В этом доме он был найден мертвым в 2000 году. Смерть Марка похожа на смерть его матери: антидепрессанты и слишком много алкоголя разбудили его. Какие пробелы в нем были заполнены, или он бежал, чтобы спастись? Очевидно, что быть слабым (даже слабым и богатым) вовсе не означает быть счастливым.
Марк оставил своего сына Алекса в 2027 году в возрасте 35 лет, чтобы тот получил наследство отца. Судя по всему, Алекс последовал примеру отца: в 20 лет он отстранил всех менеджеров от управления трастом — они действительно плохо справлялись с управлением поместьями. Сейчас годовой доход Herbalife превышает 4 миллиарда долларов, а собственный капитал компании составляет 6 миллиардов долларов.
Проблемы с печенью и ущерб репутации
В 1985 году в СМИ появились первые негативные публикации о Herbalife. В них писали, что продукция компании опасна, что ее основательница — девятикратная мошенница, а ее сотрудники — еретики.
Недовольные клиенты устроили скандал. С обвинениями выступили федеральные власти и больницы разных стран. Некоторые пациенты с больной печенью сообщали, что похудели от Herbalife. Было проведено расследование, в котором приняли участие независимые эксперты, но прямой связи между заболеванием и продукцией Herbalife обнаружено не было.
Фильмы Netflix и новый Herbalife
В 2014 году на известном кинофестивале Tribeca состоялась премьера документального фильма Bet on Zero, в котором компания Herbalife напрямую обвинялась в создании системы пирамид.
По словам авторов фильма, основная прибыль и цель компании — не продажа средств для похудения, а зарабатывание денег на людях, которые хотят стать продавцами. Как писали критики, сюжет фильма шокирует, но истина о том, что богатые всегда богаты, а бедные всегда бедны, стара как мир.
Фильм обвинили в излишней эмоциональности и бездоказательности, но его выход заставил компанию скорректировать свои действия. В 2016 году Herbalife согласилась радикально изменить свои методы и реструктурировать бизнес (только в США).
По соглашению с Федеральной торговой комиссией (FTC) компания выплатила штраф в размере 200 миллионов долларов США. С тех пор страсти улеглись, и Herbalife успешно работает по всему миру. Она выпустила новые этические кодексы для продавцов, организовала марафоны в Интернете и выпустила новые продукты. В России, например, она аккредитована Институтом питания Академии медицинских наук.
Фото на обложке: Марк Р. Хьюз, 1985/ Getty Images.