Каршеровод Иван Брынов читает договор «Делимобиля» и выясняет, на что в нем стоит обратить внимание.
Неделю назад я опубликовал свою первую статью в блоге Karsherovodovod, в которой начал затрагивать юридические аспекты использования каршеринга. О нюансах я рассказал во введении, но здесь хотел бы остановиться подробнее. Изначально мы планировали в одном посте рассказывать о нескольких операторах, но по мере изучения юридических нюансов в договоре каждого оператора стало понятно, что нужно писать чаще. Тем не менее, каждый оператор должен быть описан отдельно.
Первое, что я сделал, как и обещал, — изучил договор с «Делимобилем». Сам документ очень компактный, легко читается и не содержит лишней воды. Его содержание, что неудивительно, классическое. Многие обязательства возлагаются на клиента, в то время как обязанности компании сводятся к «предоставлению транспортных средств». Как и в любом другом бизнесе, стандартный договор защищает только самого предпринимателя.
В своем первом посте я писал об опасностях, которые неизбежно подстерегают тех, кто подписывает договор. Так что здесь мы уже согласны с этой идеей и спокойно изучаем, какие сюрпризы нас ожидают.
Чтобы не утяжелять материал, мы не будем отдельно комментировать каждый пункт, требующий внимания, а объединим их в одно описание и дадим ссылки в скобках.
Общие положения и ответственность клиента
Уже начиная с раздела 2 («Общие положения») вы сталкиваетесь с обязательствами, которые во многих случаях являются недействительными или, по крайней мере, в принципе не могут быть урегулированы настоящим Соглашением. Например, вы соглашаетесь с тем, что ущерб, рассчитанный от вашего имени компанией Delik, является правильным (2. 8. 8), и что вы не возражаете против того, чтобы они связались с вашими родственниками, соседями и т. д. Сборщики долгов, пожалуйста, собирайте свои долги (2. 21). Как говорится, слов нет.
Далее в глаза бросается более серьезный аспект. Например, компания рассылает вам информацию по тем каналам связи, которые считает нужными. И если вы ее не получаете, это ваша проблема (например, электронное письмо считается полученным с момента его отправки) (2. 18).
В пункте 2.23 заказчик должен подтвердить, что в случае отказа приложения deli не может быть предъявлено никаких претензий (юридически, конечно, это не означает, что заказчик должен всегда платить за 20 минут работы сервера из-за сбоя системы. Это не означает, что вы должны платить за те 20 минут, которые сервер работает), например, если сервис deli падает и вы не можете завершить аренду).
Также необходимо следить за правильностью любой бюрократической работы, например, в государственных учреждениях. Справки о дорожно-транспортных происшествиях. Это связано с тем, что если в вышке будет допущена ошибка и возникнет проблема, то за все будет отвечать заказчик (2. 25. 10).
Есть также длинный участок, где автомобили снимаются краном (2. 25. 11). Конечно, помимо оплаты всех сборов, клиент должен сначала сделать запрос в ГИБДД, получить все справки и передать их сотруднику компании, который также может «позаботиться о возврате автомобиля» из центра задержания. Можно не платить штраф в размере 2 000 рублей в пользу «Дели» при условии, что автомобиль оттуда заберут «на условиях, установленных арендодателем», и «возместят причиненный ущерб». В общем, лучше не парковаться под знаком. Это может привести к потере целого дня и кучи денег.
Делимобиль — друг человека
Я слежу за развитием системы совместного использования автомобилей в нашей стране уже почти год, но лично сесть за руль автомобиля удалось всего несколько раз. YouDrive первым из крупных игроков московского рынка каршеринга начал экспансию в Санкт-Петербург. На данный момент в городе насчитывается около 50 автомобилей компании, все они — умные двухместные машины. Честно говоря, эти автомобили — для больших поклонников марки. Smart идеально подходит для передвижения по узким ровным европейским дорогам, где мало парковочных мест. Однако за рулем «смарта» на разбитых дорогах страны я чувствую себя как «лягушка в коробке» в известной сказке. Автомобиль подпрыгивает на каждой кочке на скорости более 40 км/ч, а то и меньше. Их просто трясет и качает. Кроме того, двухместные машины не берут и не высаживают детей. А у меня их двое. Вроде бы в правилах дорожного движения есть пункт, позволяющий посадить ребенка на переднее сиденье, если нет другого свободного места, но я не собирался этого делать. Так что появление «Делимобиля» в Петербурге стало отличной новостью.
Подводные камни договора совместного использования автомобилей: как не стать жертвой мошенничества
Каждый краткосрочный лизинг автомобиля накладывает на клиента ряд обязательств. Эти обязательства оформляются юридически. Договоры считаются заключенными с момента целевого иска, который указывается в самом договоре. Как правило, это действие заключается в регистрации в приложении для мобильного телефона и нажатии кнопки «ICOUNT». Другими словами, подписка на договор. Выраженного желания арендовать автомобиль достаточно. Никаких других формальностей вроде подписания документов, доставки копий в другие места и прочих бюрократических моментов нет.
Вопрос лишь в том, сколько обязательств предлагается взять на себя тому или иному оператору.
Что касается алгоритма лизинга, то здесь все практически стандартно.
С использованием все не так просто. Ловушка договора связана со штрафами, условиями аренды и другими второстепенными моментами. Договор написан сложным юридическим языком. Очень легко пропустить важные строки. И если вы не прочитаете договор достаточно внимательно, в конце срока аренды вас может ждать неприятный сюрприз.
Давайте рассмотрим пример «Делимобиля», чтобы понять, почему вас могут оштрафовать, как этого избежать и что нужно помнить.
Сложные условия договора
Структура договора включает в себя пачку приложений, содержащих общие положения, права, обязанности сторон, процесс получения и передачи транспортных средств, а также штрафные санкции, парковку в специальных зонах и т. д.
Краткое описание санкций
Перечень нарушений, за которые предусмотрены штрафы, содержится в специальных приложениях. Однако некоторые, но не все, из них разбросаны по другим частям договора. Ниже приведены некоторые примеры того, почему к вам могут быть применены санкции.
Отдельно стоит отметить — оставление жилого помещения открытым (15, 000 руб.), курение, в том числе электронных сигарет (5000 р.), неправомерное использование транспортных средств (перемещение объектов, оказание услуг пассажирского транспорта, такси). А также попытки воспользоваться услугами, если они заблокированы. За каждый случай использования автомобиля необходимо заплатить 40 000 рублей (п. 11. 6 договора).
И это не очевидные причины, такие как повреждение части транспорта, кража некоторых комплектующих, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Список уважительных причин можно найти в Приложении №. 3.
Обратите внимание, что список неполный. Компания «Делимобиль» хитроумно оговаривает, что санкции могут применяться в случаях, прямо не указанных в договоре. Чтобы юридически оформить этот подход, Конвенция содержит два отдельных пункта. Ключевые договорные положения 1. 3. 5 и пункт 20 Положения о санкциях.
В юридическом переводе на русский язык мы оставляем за собой право рассматривать поведение пользователя как нарушение договора. То есть все, что может послужить основанием для наложения штрафа в размере не менее 10 000 рублей.
Особенности уплаты суммы штрафа.
Штрафы предусмотрены в качестве наказания для нерадивых водителей. Однако санкция не исчерпывается структурой выплачиваемой суммы.
Это означает, что должна быть выплачена сумма, покрывающая нанесенный ущерб.
Как выплачивается общая сумма
Нарушителям Правил пользования транспортными средствами предлагается выплатить денежную сумму в счет возмещения ущерба, причиненного автомобилю. Эта сумма взимается в случае повреждения транспортного средства.
Сумма вознаграждения состоит из двух компонентов.
Сюда не входят административные штрафы ГИБДД и денежные претензии третьих лиц. Список приведен в разделе 7.14 договора. Все эти обязательства также возлагаются на водителя. Как показывает практика, сумма с учетом всех штрафов и взысканий может достигать сотен тысяч рублей за одно неосторожное действие.
Оценка ущерба передается оценщику или в сервисный центр. Повлиять на решение и уменьшить сумму иска невозможно.
Вопросы использования приложений.
Все действия, выполняемые мобильным устройством арендатора, считаются уже совершенными. Если ловкий вор арендует машину с вашего украденного мобильного телефона, разобьет его, закурит в машине и украдет магнитолу, вам придется заплатить за все эти злодеяния. Такой подход регулируется статьей 7.13 договора аренды автомобиля. Поэтому обращаться с устройством нужно очень осторожно.
Уголовные обвинения.
Рекомендуется не совершать серьезных правонарушений и избегать ситуаций, когда автомобиль принудительно эвакуируют. Даже если дорожная полиция или сама автостоянка откажутся передать автомобиль, оператор совместного использования автомобилей возложит ответственность на водителя. Это означает, что ему не избежать штрафов и компенсации за упущенную выгоду, пока автомобиль застрял (раздел 4. 2. 13 договора аренды автомобиля). Нелегко сказать, как долго это продлится. Водитель также платит за «банкет».
Перейдем к оценке законности незаконного (спорного пункта договора).
Начнем с пункта о «тройной ответственности». Основные споры разворачиваются вокруг этого положения. Возложение бремени на проигравшего (оговорка о штрафе и возложение компенсации на должника) не нарушает закон. А. Статья 394 Гражданского кодекса позволяет кредитору (компании) взыскать неустойку в дополнение ко всем убыткам, если это прямо предусмотрено договором. Таким образом, закон здесь не нарушен.
Возмещение убытков в полном объеме означает, что кредитор остается в своем положении (в том положении, в котором он находился бы, если бы обязательство было успешно исполнено) в результате возмещения. Таким образом, убытки включают в себя реальный ущерб и упущенную выгоду (статья 15 Гражданского кодекса).
Однако!!! Однако некоторые неустойки можно и нужно оспаривать, если не сказать больше. Даже если суд признает неустойку законной, это не лишает вас (заинтересованную сторону) права требовать ее уменьшения, ссылаясь на правила статьи 333 Гражданского кодекса РФ. В целом эта статья очень полезна для понимания всем, кто видит в договорах радикальные штрафные санкции, так как речь идет о реальном ущербе и соразмерности неустойки.
В этой части суду следует учитывать описание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенное в постановлении от 24. 03. 2016 года «О применении судом некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации». Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в частности, в части явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, последствия неустойки как вида ответственности должны быть связаны с нарушением.
И вот здесь начинаются сложности. Например, финансовая компенсация за управление ответственностью (п. 5.28 договора) явно несоразмерна. Τουλάχιστον, οι απώλειες της εταιρείας κατά την είσπραξη προστίμου από τον πελάτη φαίνονται αμφιλεγόμενες, δεδομένου ότι τα χρήματα αφαιρούνται ν κάρτα αυτόματα (χωρίς αποδοχή). Η πολύ αναλογική αύξηση της αποζημίωσης ανάλογα με το ποσό της χρέωσης είναι επίσης αμφισβητήσιμη, καθώς το ποσό της διαχείρισης δεν θα έπρεπε να εξαρτάται πολύ από το ύψος των προστίμων. Клиент не платит вознаграждение за заключение договора, но действия директоров компании, заключающей договор, также можно назвать «контролем».
Το κυριότερο τώρα είναι να μην αποδειχθεί ότι πρόκειται για συμβούλιο.
Условие об участии только одного эксперта, назначенного собственником для оценки ущерба, — это уже другая история. Όλοι καταλαβαίνουμε τι θα υπολογίσει εκεί. Почти таким же образом положения п. 2.8.8 договора об оценке ударов (правомерность и размер возмещения ущерба от административных штрафов за нарушения ПДД) определяются исключительно по усмотрению компании-кредитора. Эти положения не могут быть охарактеризованы как ад (дискриминация). Водитель-автомобилист не может быть лишен прав и возможностей, предоставленных ему законом: права на обжалование административных штрафов (споров), права на участие в доказывании размера ущерба. Η αναφερόμενη από την εταιρεία ελευθερία της σύμβασης δεν πρέπει να οδηγεί σε προσβολή της δικαιοπρακτικής ικανότητας του άλλου μέρους. Далее по-русски — если положения договора не соответствуют закону, то это может быть что угодно. И по закону вы имеете право участвовать в том, что определяет ваши будущие финансовые потери.
Далее в статье 5.7 договора рассматриваются все остальные вопросы, за которые заказчик несет ответственность в случае возникновения ущерба (основания ответственности заказчика). В обычной жизни (согласно Общим правилам о возмещении вреда) потерпевший (причинитель вреда) освобождается от возмещения, если докажет, что вред возник не по его вине.
Виновный и невиновный — важные понятия.
Невиновность означает, что с автомобилем обращались в обычном режиме (пользователь автомобиля принимал все меры для содержания арендованного автомобиля с обычной степенью заботы и осмотрительности). Однако в пункте 5.7 договора специально оговаривается, что клиент может ездить с комфортом даже при отсутствии «вины» (ответственность клиента за повреждение автомобиля и другие убытки, даже «в случае аварии»). (Поведение клиента во время «сессии аренды» не является причиной неблагоприятных последствий). Например, если автомобиль был случайно угнан во время шопинга, стоимость автомобиля была признана подлежащей возмещению. Однако, в конечном счете, ответственность за невиновное причинение вреда регулируется не договором, а законом (§ 1064, часть 2). Это еще один аргумент против «условной» ответственности клиента.
Подведем итог.
Отказ от ответственности. В целом, вопрос о том, на что могут рассчитывать клиенты «Делимобиля» в случае возникновения судебных споров с «Делимобилем», не так прост. Действительно, невозможно с полной точностью предсказать вероятность возникновения судебного спора. Тем не менее, можно привести следующие аргументы
1. явно несоразмерные и «жесткие» санкции, «наложенные» на потребителя по договору, могут быть оспорены потребителем со ссылкой на особенности договора присоединения. Если следовать положениям Гражданского кодекса и мнению Верховного суда РФ о договорах присоединения, то следует, что потребитель, как слабая сторона договора, вправе защищаться от неправомерных условий договора. (например, говорить о недопустимости злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) или о недействительности таких условий договора (ст. 169 ГК РФ) (например, большое разнообразие штрафов за нарушения, явное несоответствие размера штрафа и размера ущерба, причиненного компании). Если суд признает требования потребителя обоснованными, он откажет арендатору транспортного средства в применении данных условий договора.
2. даже если суд согласится с законностью санкции, это не лишает заинтересованную сторону (в соответствии с правилами статьи 333 Гражданского кодекса РФ) права требовать уменьшения санкции. Например, договоры об управлении ответственностью предусматривают так называемую денежную компенсацию (ст. 5. 28 договора). Основания для уменьшения (если не полного запрета) штрафов могут быть следующими Учитывая неприемлемое списание средств с карты клиента, потери компании при взыскании штрафа с клиента представляются спорными. Взимая штраф, компания не предоставляет клиенту-нарушителю положительную или удобную услугу. В результате она может добиться от заказчика услуг снижения размера таких штрафов или вообще отказа от их взимания.
3. по словам клиентов сервиса, в случае дорожно-транспортного происшествия им не выдается никакой документации, касающейся оценки ущерба, инициированной «Делимобилем». Здесь компания, видимо, опирается на статью 2.8.8 договора об участии в оценке ущерба только одного эксперта, назначенного арендодателем, в которой говорится, что оценка законности наложенного за нарушение ПДД административного штрафа и определение размера ущерба производится Это на усмотрение компании-кредитора. Опять же, заказчик услуги может воспользоваться своими правами акционера против компании и заявить о недобросовестности за злоупотребление правами.
4. если пользователь оспаривает статью 5.7 договора с точки зрения «объективной атрибуции», то есть отнесения всех рисков угона и повреждения арендованного автомобиля на клиента, суд может встать на сторону пользователя и отказать компании в возмещении убытков. Арендатор несет ответственность за эти убытки и любые соответствующие штрафы.
(c) Алина Тукватулина. Кирилл Готовцев.