Шариат и его место в исламе

Как уже упоминалось, шариат — это свод законов, которыми руководствуются верующие в повседневной жизни. В эту категорию входят как божественное откровение, так и обоснованные мнения по данному вопросу. Однако в некоторых правилах и законах существуют определенные различия, поскольку в исламе существует множество различных течений и направлений, а их божественное откровение и Пророк Мухаммад (САП) опирались на мнения собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод конкретных правил и предписаний основан на различных источниках, из которых исламская вера черпает свои нормы по конкретным вопросам.

Основные источники шариата

Главным источником шариата является Библия, руководство Всевышнего. Коран, как божественное откровение, имеет высшую юридическую силу в исламском праве и является непререкаемым. Соблюдение Корана является непосредственной обязанностью всех мусульман. Если в книге Откровения есть ясный ответ на тот или иной вопрос, следует руководствоваться исключительно книгой Аллаха, не обращаясь к другим источникам.

Служит вторым источником шариата. В исламском праве сунна — это жизнеописание пророка Мухаммеда (САП). То есть его высказывания по конкретным вопросам, поведение, моральные качества, внешние характеристики и ее одобрение или неодобрение тех или иных поступков. В тех случаях, когда Коран не дает немедленного ответа на вопрос или требует комментария к аяту, богословы обычно обращаются к Сунне. Поскольку сунна тесно связана с Библией, ее соблюдение также необходимо для верующих.

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма — единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит ко временам праведных халифов, когда каждый правитель советовался с другими сподвижниками Пророка (мир ему) по тем или иным вопросам. Обратите внимание, что в разных юридических школах подход к иджме различается. Это связано с тем, что каждая школа имеет свои требования к тому, кто может принимать подобные решения. Например, богословы суннитского мазхаба школ Малики и Ханбали считают, что иджма может быть принята только от муджтахида Медины, ученые ханафитской школы полагают, что иджма может быть принята от любого высококвалифицированного богослова, а шииты считают, что иджма может быть принята только от потомков Пророка (мир ему). Они считают, что это приемлемо. (мир ему). Однако в любом случае он не должен противоречить Священному Корану и Сунне, иначе он недействителен.

Этот термин означает суждение по аналогии, т.е. логические выводы из конкретного высказывания по определенному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс в качестве надежного источника шариата. Примером кийи является запрет на употребление алкогольных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено в Коране). Таким образом, запрет на алкогольные напитки (например, виски, водку, коньяк), который появился позже вина, был установлен по аналогии с вином.

Другие источники Шариата, играющие второстепенную роль, различаются в зависимости от школ исламской юриспруденции.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывает на разрешение или запрет определенных действий, а также регламентирует награды и наказания за эти действия. В связи с этим, согласно Шариату, все действия делятся на шесть основных категорий.

К первой категории относятся действия, которые являются прямой обязанностью мусульманина. За их выполнение человек получает значительную награду, а за их невыполнение совершается большой грех. Примерами таких действий являются совершение пятикратной молитвы, выплата закята и совершение хаджа.

2. предметы первой необходимости (ваджиб).

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для исполнения. За них верующий получает вознаграждение, а их невыполнение считается грехом. Подходы различных школ юриспруденции к отнесению тех или иных действий к этой категории несколько отличаются. Например, школа ханафитского мазхаба включает молитву витр, в то время как другие школы суннитской юриспруденции считают эту молитву суннатом.

Советуем прочитать:  Мелочь - деньги или нет? Полная копилка: где сдать или как использовать 10 монет за 10 монет

Сюда входят желательные действия, за которые верующий получает вознаграждение, и отказ от них не является грехом (хотя в некоторых случаях они все же могут осуждаться). Примерами таких действий являются ритуальное наречение новорожденного ребенка или совершение молитвы тарауих в месяц рамадан.

Действия, которые Шариат считает нейтральными, составляют четвертую категорию. За их совершение человек не получает вознаграждения, а при отказе от них не совершается греха. Например, прием пищи, прогулка по улице или сон.

В эту категорию входят действия, которые нежелательны, но не запрещены. За их совершение верующим не записывается вина, но они осуждаются. Верующие получают вознаграждение за то, что избегают таких поступков. Примером может служить употребление большого количества воды во время стирки одежды. Некоторые мусульманские ученые также относят курение к макруху.

Последняя группа состоит из действий, совершение которых запрещено исламской верой. За них человеку вменяется большой грех, и служители Аллаха, оставившие их, могут ожидать божественного возмездия. В качестве примера можно привести прелюбодеяние, непристойность и пьянство.

В целом, главная роль Шариата заключается в том, чтобы направлять людей на истинный путь. Все мусульмане, желающие достичь благоволения Всевышнего, должны соблюдать его предписания. В этом отношении роль Шариата трудно переоценить, ведь он выступает своеобразным проводником в рай для всех верующих.

Вам понравился материал? Отправьте его своим братьям и сестрам по вере и получите шаббат.

Шариат.

Шариат — это религиозный закон, устанавливающий правила умственного, духовного и физического поведения, которым должны следовать мусульмане. Рассматриваемый как Божья заповедь для мусульман, шариат, по сути, является исламской правовой системой.

Существует четыре основных источника Шариата

      Шариатские законы содержат правовые и этические нормы, а также этические принципы. В нем все поведение человека классифицируется по следующим пяти категориям.

        Шариат состоит из трех основных положений.

          Если предписания, касающиеся Акиды, Ибады и Ахлака, стабильны и неизменны, то предписания Муамалата (регулирующие отношения человека с человеком) подвержены ситуативным изменениям. Меняются условия, обычаи, время и место.

          Основные принципы исламского банковского дела и финансов

          Законы шариата поощряют мусульман к участию в коммерческой деятельности. Вера в то, что торговля должна вестись честно и выгодно, является основой исламского предпринимательства.

          Манипуляции и злоупотребления в торговле, включая хранение, черный маркетинг, спекуляцию, подделку и т. д., считаются нечестной торговлей.

          Исламские фонды — это способ регулирования финансовой системы, подчиняющийся законам шариата. Основными принципами, регулирующими исламский банкинг и финансы сегодня, являются.

            Основные категории исламских фондов

            Дифференциация рисков является основополагающим принципом исламского банкинга. Банки делят риск инвестиций со своими клиентами, а прибыль при выгодных условиях распределяется между ними. Основными финансовыми инструментами в контексте исламских фондов являются

              Основополагающие исламские принципы.

                Шариат.

                Шариат (арабское ش → ر 泌, буквально — дорога), свод юридических норм, принципов и правил поведения, определяющих исламский образ жизни. В мусульманской литературе понятие «шариат» используется и в более широком смысле — религия в целом (дин) соответствует понятию «божественный закон» применительно к религии Бога. Кроме того, шариат может относиться только к ритуалам религии, тогда как дин — к ее теоретическим элементам, т. е. верованиям и доктринам. Все теистические религии в исламе считаются едиными в аспектах веры, но шариат, аспект религиозного права, может различаться. Догматизм, который рассматривается как противоположность ритуалам шариата, также провозглашается термином aqeedah. Суфизм проводит различие между шариатом и тарикатом (буквально, арабское ططط зрение), ассоциируя первый со справедливостью, а второй — с внутренней справедливостью.

                Советуем прочитать:  Роль государственной собственности в современной экономике. Причины приватизации. Приватизация

                Как и в доктрине акыды, шариатские авторитеты в основном находятся в Коране и Сунне. На основе этих богооткровенных источников представители каламского права и мусульманского права (FIQH) разработали соответствующие конкретные правила верности и поведения — шариат. В большинстве своем шариатские предписания являются общими как для различных течений ислама (суннитов, шиитов и хариджитов), так и для различных догматических школ и правовых интерпретаций (мазхабов) внутри каждого из них. Различия в толкованиях считаются второстепенными, и в этом смысле можно говорить о плюрализме мазхабов.

                В суннитском исламе наиболее важными мазхабами являются ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Были разработаны четыре основные доктрины прецедентного права — Коран, Сунна, иджтихад и кияс.

                В то же время суннитские течения по-разному подходят к этим принципам. Так, ханбалиты признают консенсус мусульманской общины (ИДЖМА) только в лице пророка Мухаммеда — саба — маликиты признают своих товарищей и их поклонников (табиун) — ханафиты распространяют его на классических богословов из числа основателей. Что касается кияса, то этот метод вывода через этот вывод широко распространен среди ханафитов, в меньшей степени — среди страдальцев, еще меньше — среди маликитов и почти никогда — среди ханбалитов. Близки к последним и шииты-имамиты. Они осторожны в этом вопросе и считают единогласие авторитета нормой только в том случае, если среди них есть один из 12 низших имамов.

                Также были разработаны дополнительные принципы прецедентного права, наиболее важными из которых являются «Истисан» — предпочтение закона в решениях, основанных на киясе, который является менее решающим, чем текст, но более логичным с точки зрения юриста — «Истислах» — общественный интерес — введение решений, основанных на личных суждениях о полезности для общества в целом Используются следующие принципы. Первый принцип характерен для ханафитского мазхаба, второй был установлен маликитами, но впоследствии принят сафитами и ханбалитами. Радикальная версия последнего принципа, особенно популярная в современных реформаторских и модернистских кругах, как старых, так и новых, была предложена средневековыми правоведами (особенно ат-Туфи, †1316). Добро обычно является достаточным основанием для того, чтобы отвергнуть правила, почерпнутые из священных текстов и противоречащие им.

                Как и исламское право, шариат характеризуется сочетанием морали и права, что отражается в классификации человеческого поведения на пять категорий 1) Обязанности (фард, ваджиб) — действия вознаграждаются, а бездействие наказывается. Наказываются (например, молитва пять раз в день, пост в месяц Рамадан, почитание родителей, выполнение обязанностей). 2) желательные, рекомендуемые (мандуб, мустахаб) — выполнение вознаграждается, а бездействие не наказывается (например, дополнительные молитвы сверх предписанных, чтение Корана, гостеприимство, прощение обидчиков); 3) дозволенные (мубар, джайс) — выполнение выполняется, независимо от того, выполняется оно или нет, ни вознаграждается, ни ни вознаграждения, ни наказания (например, еда, питье, сон); 4) нежелательные (Макрух) — выполнение не наказывается и не вознаграждается, если не выполняется (например, курение, развод); 5) запретные (Махзуль, Харам) — выполнение наказывается, а невыполнение вознаграждается (например, воровство, блуд, ложь, ростовщичество).

                Хотя эта характеристика кажется всеобъемлющей, на практике большинство действий классифицируются как «разрешенные», то есть юридически нейтральные. Рекомендуемое» и „нежелательное“ поведение является предметом личных отношений верующего с Богом и не входит в компетенцию шариатских судов.

                Шариат как правовая система охватывает как религиозные вопросы (ибадат), так и социальные или межличностные вопросы (муамалат). Гражданское (семейное и наследственное), уголовное и торговое право были разработаны достаточно подробно, в то время как государственное и международное право — менее детально.

                Обряды чистоты включают обрезание (китан), которое широко соблюдается мусульманами, хотя Ханаф и многие другие правоведы не считают обрезание обязательным, а лишь рекомендуют его. Однако, в отличие от иудейской традиции, которая рассматривает обрезание как знак единения с Богом, в исламе этот ритуал имеет скорее гигиеническое, чем сакральное значение.

                Советуем прочитать:  Регистрация в СНТ

                Запрещено есть свинину, кровь (кроме селезенки и печени), мертвечину (кроме рыбы и саранчи, по мнению большинства богословов), мясо хищников, собак, кошек, змей и насекомых, в то время как, в отличие от иудейского закона, верблюжье мясо считается допустимым. При забое животного, входящего в рацион, необходимо перерезать основные артерии шеи и пищевода, что должно сопровождаться восхвалением Бога. Алкогольные напитки и одурманивающие вещества строго запрещены.

                Азартные игры и изображения существ (особенно скульптур) считаются греховными. Некоторые богословы также осуждают музыку и танцы.

                Мужчинам (в отличие от женщин) не разрешается носить шелк, парчу и золотые украшения. Согласно шариату, аура (аурат, аврат) — часть тела, предназначенная для посторонних глаз, — должна быть скрыта под одеждой. У мужчин аура простирается от пупка до колен, а у женщин она покрывает все тело, кроме лица, ладоней и ног. Изначально каждое такое женское одеяние называлось хиджабом, но позже этот термин был принят для обозначения платка, покрывающего волосы женщины.

                В браке и семейных отношениях шариат запрещает брак с прямым родительским родственником по восходящей и диагональной линиям до трех степеней (запрет не распространяется на браки между двоюродными братьями и сестрами). Молочное родство приравнивается к кровному. Согласно мазхабу Ханафи, мужчинам-мусульманам разрешается жениться на христианках и иудейках, но, согласно всем мазхабам, мусульманки не могут выходить замуж за представителей всех религий. Полигамия разрешена (до четырех женщин одновременно), но не в полиндрии.

                Шариат разрешает наследование до 1 / / от3наследование имущества, причем только в пользу тех, кто не принадлежит к семье, наследующей согласно Корану. Сыновья наследуют в два раза больше, чем дочери.

                Что касается земных наказаний, назначаемых шариатскими судами за правонарушения, то они делятся на три категории: худуд (хадд) — последовательно установленные Кораном и Сунной в области преступлений против Бога и потому не подлежащие прощению или изменению — кисас-талион или За кровавый навет и другие преступления, основанные на принципе виратаджир — по приговору судьи. К первой категории относятся наказания за блуд (100 ударов плетью, побивание камнями до смерти за брак), неправильную категорию блуда (80 ударов плетью), воровство (отсечение руки), употребление алкоголя (40 или 80 ударов плетью) и вероотступничество (смерть).

                Наказание налагается в случаях убийства, нанесения увечий или самоуправства. В случаях преднамеренного убийства или умышленного членовредительства семья жертвы или сама жертва могут добиваться аналогичного наказания (обычно QISA), которое может быть заменено на Vira (Diyat). В противном случае предлагается только денежное вознаграждение.

                Третья категория включает в себя меры за преступления, за которые Коран и Сунна не сообщают о хадде или кисасе. Эти меры варьируются от смерти (например, в случаях шпионажа или ереси) до порки, тюремного заключения, штрафов или просто публичной рекомендации.

                Сегодня в мусульманском мире, за исключением нескольких стран (в основном Саудовской Аравии и Ирана), традиционные положения шариатского уголовного права уступили место правилам европейской системы.

                Опубликовано 27 мая 2022, 10:24 (GMT+3). Последнее обновление 29 января 2025 года в 13:25 (GMT+3). Связь с редакцией.

                Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
                Добавить комментарий

                ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

                Adblock
                detector