Судебная система современного демократического государства предполагает наличие целостной нижестоящей судебной системы. Ее формирование зависит от ряда обстоятельств — необходимости обеспечения возможности территориального и фактического доступа граждан и организаций к правосудию, надлежащей реализации норм материального и процессуального права в процессе вынесения судебных актов, профессионализации судебных учреждений и т. д.
При этом важным элементом судебной системы является Верховный суд, который может носить различные названия в зависимости от правопорядка каждой страны.
Так, например, в системах обычного права Верховный суд обычно определяется следующим образом
Верховный суд в системе общего права — это автономная область правовой системы общего права, наделенная неограниченными полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Иными словами, высший суд в судебной иерархии действительно «выше» и «над» всеми остальными нижестоящими судами по отношению к своему институту и призван выносить решения по срочным процессуальным делам, гражданским делам с небольшим объемом требований или уголовных дел, связанных с простыми правонарушениями.
В континентальной правовой системе обязанности высших судов несколько иные, поскольку количество споров, которые они рассматривают на начальном этапе, значительно сокращается, а их функции в основном сводятся к управлению и надзору за деятельностью нижестоящих судов и в скором времени путем формулирования обязательных разъяснений (толкований) применимых норм права, сбора правовых позиций и т.д., в целях обеспечения единообразия в их деятельности.
Таким образом, на основе изучения особенностей Верховного суда и собственности в различных правовых системах необходимо сформулировать следующее общее определение Верховного суда.
Верховный суд функционирует как независимая высшая судебная инстанция, не входящая в судебную систему, охватываемую судебным классом или общей иерархией, которая контролирует национальную судебную систему.
Модели формирования национальной судебной системы
Поскольку характеристики и особенности Верховного суда напрямую зависят от модели национальной судебной системы, необходимо детальное изучение соответствующих моделей.
Поэтому в специальной юридической литературе, посвященной изучению проблем организации и функционирования национальной судебной системы, отмечается, что на данный момент основными моделями такой организации являются следующие.
Особенности высших судов общей юрисдикции и специализированных судов
В первой части данной статьи мы указали, что особенности Верховного суда напрямую зависят от того, о какой судебной системе идет речь. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности судов общей юрисдикции и специализированных судов более подробно.
Суды общей юрисдикции — это независимые суды, которые осуществляют правосудие по гражданским и уголовным делам, а также, если это прямо предусмотрено национальным процессуальным законодательством, рассматривают и разрешают административные споры.
Конституционный суд — это специализированный суд высокого уровня, выполняющий функции органа конституционного управления, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовым нормам статутного права различных нормативных актов, издаваемых государственными органами и органами местного самоуправления в соответствующих контекстах. Органы власти. Кроме того, в компетенцию конституционных судов, как правило, входит разрешение иных споров, помимо разделения властей. Однако в некоторых современных государствах не создан высший орган конституционного правосудия (например, в КНР, Финляндии, Вьетнаме), и соответствующие обязанности распределены между другими юрисдикциями, в том числе Другие юрисдикции, например, Вьетнам
Административные суды — специализированные компетентные органы по отправлению правосудия в форме рассмотрения и разрешения споров по жалобам граждан на действия и решения государственных органов или должностных лиц. Что касается высших административных органов, то следует отметить, что в разных государствах их обязанности выполняются по-разному.
Так, например, в некоторых современных государствах применяется модель Государственного совета Франции. Он действует одновременно с административными органами и является высшим звеном в системе административных судов. В другой модели административный суд во главе с Верховным судом, характерной для немецкой юрисдикции, является чисто юрисдикционной системой и не вмешивается в обязанности исполнительной власти.